Мария Тумашева
«Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают их на свете». Образовательное мероприятие для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. - Обучающая: познакомить с правом на тайну переписки. Объяснить, что дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную жизнь, в переписку, на защиту от клеветы. - Развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развивать познавательный интерес. -
оспитывающие: воспитывать дружеское, толерантное отношение друг к другу; воспитывать аккуратность.
Публикация «„Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают их на свете“, Образовательное мероприятие для детей старшей группы» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
-В прошлый раз мне задали вопросы по праву на тайну переписки людей. Давайте разберемся. Вспомним эпизод из произведения А. Усачева «Приключения маленького человечка».
-Почему Маленький Человечек написал письмо своей бабушке (ответы детей)
-Где проживала его бабушка? (в деревне)
-Как они общались между собой (писали письма друг другу)
-Почему бабушка однажды написала, что не получала от него никаких семян (ответы)
-Что произошло дальше (ответы)
-Что услышали почтальоны, когда стали распечатывать конверт, отправленный Маленьким Человечком (ответы детей)
-Никто не имеет права вмешиваться в личную жизнь других людей, входить без разрешения в чужой дом и читать чужие письма.
-Кто нарушил право на тайну переписки (ответ)
-Теперь обратимся к произведению Пушкина «Сказка о царе Салтане». Какое право было нарушено сначала: право на жизнь или на тайну переписки? Вспомним эпизод.
Посмотрите на иллюстрацию и вспомните, из какой сказки это письмо.
Едет с грамотой гонец
И приехал наконец
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую
И привёз гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
Царь велит своим боярам
Времени не тратя даром
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.
-Что значит «едет с грамотой гонец»(произвольные ответы)
-Да, царица отправила письмо царю. Как поступили ткачиха, повариха со сватьей Бабарихой (ответ)
-Какое право, по-вашему, было нарушено (право на тайну переписки)
-Что же произошло далее (ответы)
-Да, было нарушено право на жизнь. Была ли восстановлена справедливость?
ответы)
-- У каждого человека есть право на тайну переписки. Никто не имеет права читать чужие письма, вмешиваться в личную жизнь.
-Уточним, какими способами люди могут общаться друг с другом, проживая в разных местах, в разных городах (посылать письма, телеграммы, открытки; звонить по телефону, общаться по «скайпу через Интернет» и т. д.)
-Давайте вспомним сказку «Снеговик-почтовик»(краткий пересказ детьми по вопросам)
-Сегодня я хочу познакомить вас с новой тофоларской сказкой «Три мальчика», а вы мне скажете, какое право в ней нарушено. Кто такие тофолары (представители сибирских народов)
-«В прежнее время жил на земле один человек. В одном месте он увидел трёх девиц. Он спросил у старшей из трех сестер :
-Ты что умеешь делать?
-Я умею хлеб стряпать, - ответила девушка. - Сразу могу столько испечь, что можно триста солдат накормить и еще останется полный угол мягких булок.
Спросил он среднюю сестру:
-Ты что умеешь делать?
-А я могу вырастить для тебя девяносто девять осин: можно для всех солдат лыж натесать. Спросил человек и младшую сестру?
-Ну, а ты?
-А я рожу тебе трех парней, - пообещала девушка. - У двух сынов груди будут золотые, а у третьего будет человеческая грудь.
Женился человек на этой девушке, - ему очень хотелось иметь златогрудых сыновей. Ни у кого таких не было на всей земле.
Стали они жить-поживать. Через год жена родила ему ребенка с золотой грудью. Роды принимала одна старушка. Когда она увидела ребеночка с золотой грудью, она отдала ребенка одному богатому человеку, а к матери положила щенка.
Человек, когда видел щенка, очень рассердился. Тоже самое произошло и через год.
На жену человек сердится, а ей ничего не говорит. Худое он замышляет. На третий год жена ему родила сына такого, как у всех людей. Рассвирепел человек на жену за обман, плохими словами ее обругал, стал придумывать смерть для нее и для ребенка… Взял он коровью шкуру, зашил в нее жену с ребенком и
росил в море. Думал – на дно пойдут, но ошибся: волны подхватили коровью шкуру и понесли все дальше и дальше от берега.
Дни идут, ребенок растет, как в люльке качается…
Плыли мать с сыном, плыли, и одна добрая волна выкинула их на мягкий песок. Сын взял у матери ножик, проткнул коровью шкуру и высунул голову.
-Мы – на берегу. – сказал он матери, и они вышли на полянку, на которой росла зеленая трава и цвели кукушкины слезки. Из той травы мать ему сплела рубашку, а из цветов сшила шапку. Сын побежал в лес поиграть. Воротился он к матери и говорит:
-Там ходит человек, просит у меня шапку…
-Отдай, сынок, отдай, - сказала мать. – Если он просит твою шапку, значит, она ему нужна…
Мальчик побежал в лес и тому незнакомому человеку подарил свою шапку. Тот человек похвалил мальчика, дал ему топор, железную палку и мешок.
-Топор тебе юрту построит, - сказал тот человек. – Железная палка защитой будет. Она спасет тебя от трехсот солдат, которых за тобой пошлют. А в мешке ты пищу себе найдешь.
Научил мальчика словам, которые надо говорить топору, железной палке и мешку.
Вернулся мальчик к матери и сказал топору:
-Мой быстрый топор сейчас же строй юрту для нас.
Послушный топор в один миг построил для них хорошую юрту. Мальчик толкнул в юрту мешок и потряс его за края. Сразу появилось все, что идет человеку в
ищу. Сели они с матерью возле костра обедать, начали мясо пробовать. Вдруг слышат – идут триста солдат. Было приказано юрту разломать, мальчика с матерью убить. Мальчик попросил свою железную палку:
-Моя быстрая палка, покажи свою силу.
Палка из юрты вылетела, в один миг всех солдат перебила.
Когда ту женщину с мальчиком зашивал в коровью шкуру, мать успела взять с собой одну книгу. Теперь мальчик стал читать эту книгу и узнал, что в одной долине у богатого мужика живут его старшие братья.
-Я поеду спасать своих братьев, сказал мальчик матери, сел на свою железную палку и в один миг исчез. Нелегко ему было справиться с Великаном, у которого жили его братья. Ему помогла железная палка, показала свою силу. Златогрудые парни обрадовались своему освобождению и поблагодарили своего младшего брата, палка вмиг доставила их в юрту матери.
Мать покормила старших сыновей своим молоком, и они стали обыкновенными
альчиками с человеческой грудью. Все они выросли умными и сильными. А муж той женщины остался без солдат и ничего плохого людям сделать не мог.
С тех пор на материнском молоке из младенцев вырастают здоровые, умные и сильные люди».
-Скажите, какое право было нарушено тем человеком (ответы детей)
-Да, право на жизнь.
-Ребята, а в сказке «Щелкунчик», какое право нарушила королева Мышильда (свободные ответы)
-А теперь посмотрите на украшенные окна нашей группы. Какую новогоднюю сказку вы видите (ответ «Двенадцать месяцев»)
-Какое право нарушено в этой сказке (ответы)
-Правильно, «Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы».
-Давайте вспомним хорошо знакомую всем сказку «Колобок». Какое право нарушила Лиса (ответы)
-Мог ли Колобок отстоять свое право на жизнь? Давайте вспомним песню о
олобке:
«Километрами дорог шел, не уставая,
Развеселый Колобок песню напевая,
Как от бабушки ушел, как от дедушки ушел,
Как от бабушки и дедушки ушел.
Но однажды он в лесу встретил на опушке
Патрикеевну Лису, ей пропел частушки:
Как от бабушки ушел, как от дедушки ушел,
Как от бабушки и дедушки ушел.
-Я стара, глуха, дружок, - так Лиса сказала,
Сядь ко мне на язычок и пропой сначала:
Как от бабушки ушел, как от дедушки ушел,
Как от бабушки и дедушки ушел.
Колобок расправил грудь и состроил глазки.
-Прежде, чем пуститься в путь, прочитал я сказки.
Хоть и хитро ты живешь, ты меня не проведешь,
Ты меня, Лиса, никак не проведешь!»
-Как Колобок отстоял свое право на жизнь (ответы детей)
-Вы узнали этого героя (ответы –Снежная королева)
-Какое право было нарушено в этой сказке (ответ)
-А на этом окне Снежная Королева. Какая она (ответы)
-Вот здесь, Катя, ответ на твой вопрос о правилах вежливого общения и правам по Конвенции : на вид Снежная Королева вежливая, но такая ли она в душе? Она наказала Кая за его смех над ней. А ведь Кай хотел только подбодрить Герду, которая испугалась, увидев Снежную Королеву. Она нарушила право на сохранение своей индивидуальности. Об этом праве мы поговорим подробнее в другой раз.
-Помните, «Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из вас не знает
Никакой беды».
Благодарю вас, дети, за интересное общение.