Елена Заяц
Конспект ООД «Знакомство с составом числа 10 из единиц, с цифрой 0»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий (подготовительная группа)
«Знакомство с составом числа 10 из единиц, с цифрой 0»
Занятие 12. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных
математических представлений. Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Программное содержание
• Познакомить с составом числа 10 из единиц.
• Познакомить с цифрой 0.
Публикация «Конспект ООД „Знакомство с составом числа 10 из единиц, с цифрой 0“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 0 (ноль)
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
• Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному.
• Уточнить представления о весе предметов и относительности веса при их сравнении.
• Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Мяч, кукла, картинки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 9, 9 кругов двух цветов, магнитная доска, 3 непрозрачных ведерка с разным количеством пшена.
Раздаточный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, цветные круги (по 12 шт. для каждого ребенка, фасоль, палочки для гимнастики, листы с цифрами от 0 до 10, карандаши цветные.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Назови число».
Дети встают полукругом. Воспитатель напоминает: «У числа есть два соседа : одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее. Назовите предыдущее число числа пять».
Воспитатель передает мяч ребенку, который называет число 4 и возвращает мяч воспитателю.
Воспитатель предлагает еще 3–4 аналогичных задания для определения предыдущего и последующего чисел к названному.
II часть. Игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы».
Дети присаживаются за столы, и воспитатель обращает внимание детей на куклу Машу. «Сегодня у нее день рождения, и я предлагаю вам подарить Маше бусы». У детей в коробочках на столах наборы цветных кругов. Воспитатель предлагает им сделать бусы для куклы из 10 бусинок зеленого и красного цвета.
По окончании выполнения задания педагог уточняет: «Сколько бусинок вы взяли? Сколько бусинок какого цвета? Как вы составили число десять? Сколько единиц в числе десять?»
Гимнастика для глаз «Ледяные скульптуры».
Воспитатель в роли снежной королевы заколдовывает детей в ледяные скульптуры, и они «застывают» и не двигают головой (фиксированное положение головы необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы)
и телом. Воспитатель на расстоянии двигает палочкой со снежинкой по определенной траектории, дети следят за снежинкой.
Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо. Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.
III часть. Игровое упражнение «Сколько осталось?».
На доске цифровой ряд (от 1 до 9).
Воспитатель предлагает детям разложить на столе карточки с цифрами от 1 до 9. Затем обращает их внимание на доску, на которой расположено 9 кругов одного цвета, просит сосчитать их и показать соответствующую карточку с цифрой.
Воспитатель начинает справа налево убирать по одному кругу, а дети показывают цифрой, сколько кругов осталось. Когда не останется ни одного круга, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра ноль».
Воспитатель показывает карточку с цифрой 0, вместе с детьми обводит ее в воздухе и выкладывает в ряд перед цифрой 1. Затем читает стихотворение:
Ноль похож на сто предметов —
От браслетов до беретов:
Круглый стол, кольцо, часы,
На кружочек колбасы,
Барабан, баранку, сушку…
И на лысую макушку.
Пальчиковая гимнастика «Развитие мелкой моторики с помощью круп»
Воспитатель предлагает детям выложить цифру ноль из фасоли, которая находиться на столах в тарелочках.
Далее воспитатель предлагает детям отгадать загадку, а ответ показать карточкой с цифрой :
Сколько ручек у кота?
Сколько перьев у крота?
Сколько лапок у змеи?
А у белки чешуи? (ноль)
Дети обосновывают свой ответ.
Музыкально – ритмическая игра с палочками «Учим палочку танцевать»
(учить детей передавать не сложный ритмический рисунок).
Тише, тише, палка спит.
Палка – палочка лежит.
(палочка лежит на столе, указательный пальчик правой руки поднести к губам)
А теперь пора вставать,
Будет палочка плясать
(хлопают в ладоши)
Пляшет палка у меня –
Ля-ля-ля, ля-ля-ля (стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)
Примечание. Ритм задает ведущий игры
IV часть. Дидактическая игра «Кто самый внимательный?»
На столах лежат листы бумаги с расположенными в прямоугольниках в ряд цифрами от 0 до 10 и карандаши пяти цветов. Воспитатель дает задание детям: «Обведи синим карандашом цифру, которая находится между цифрами 1 и 2, обведите цифру 0 карандашом зеленого цвета, закрасьте цифру, которая стоит между 8 и 10 карандашом красного цвета, простым карандашом зачеркните цифру, которая обозначает, количество времен года и обведите карандашом желтого цвета цифру, которая обозначает, сколько вам лет.
Динамическая пауза музыкальная «Хлопай, топай».
Дети встают из-за столов и под фонограмму выполнят движения по показу
воспитателя.
Раз, два, хлопай, хлопай! Энергично хлопаем в ладоши
Три, четыре, топай, топай! Руки на поясе, топаем
Раз, два, улыбнись! Руки на поясе, улыбаемся друг другу
Три, четыре, потянись! Потянулись, руки вверх
Высоко попрыгали, Руки на поясе, прыжки на месте на двух ногах
Ножками подрыгали. Руки на поясе, прыжки, прямые ноги выбрасываем вперед.
Крикнули: «Привет!» друг другу, Сказали «Привет!»
Повернулися по кругу. Повороты на месте вокруг себя
Вправо, влево наклонились, Руки на поясе, наклоны корпусом вправо, влево
И друг другу поклонились. Руки на поясе, наклоны друг к другу
А теперь коленки вместе,
Энергичный бег на месте
Начинаем бег на месте.
Быстро, быстро побежали,
Все, закончили, устали.
Выполняем дыхательные упражнения: вдох –руки вверх, выдох – руки вниз
V часть. Игровое упражнение «Мишкина каша».
На столе стоят три ведерка с разным количеством пшена. Воспитатель напоминает детям рассказ Н. Носова «Мишкина каша» и просит помочь мальчику найти ведерко с нужным количеством пшена: оно должно быть не самым тяжелым и не самым легким. («Как найти нужное ведерко с пшеном?»)
Воспитатель просит подойти к столу с ведрами троих детей и предлагает детям взять два ведерка и сравнить их по весу, взвесив на руках. Затем уточняет: «Какое ведерко тяжелее? Какое легче? Тяжелое ведро поставьте на стол. А теперь легкое ведерко сравните с третьим ведерком. Тяжелое ведро поставьте на стол, а легкое ведерко сравните с первым и со вторым ведром попарно и расставьте их в возрастающем порядке по тяжести, называя вес каждого ведерка с пшеном. Из трех ведерок выберите не самое тяжелое и не самое легкое».
Дыхательная гимнастика «Каша кипит» (формирование дыхательного аппарата).
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза
VI часть. Игровое упражнение «Что сначала, что потом?».
Воспитатель просит детей подойти к доске. На доске вывешены картинки с изображением времен года. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворений и предлагает отгадать, о каком времени года идет речь, и найти соответствующие иллюстрации.
Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я… (лето).
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
(Осень)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
(Весна)
Воспитатель уточняет месторасположение иллюстрации в ряду. Дети называют времена года по порядку.
VII Заключительная часть. Рефлексия:
Воспитатель: дети, чем мы сегодня занимались?
Дети: повторяли цифры, делали бусы для куклы, узнали больше о цифре и
числе О.
Анализ занятия детьми:
Воспитатель: ребята, что сегодня показалось вам сложным?
Дети: игра с мячом «Назови число», о последующих и предыдущих числах.
Что показалось легким?
Дети: загадки о временах года
Воспитатель: что понравилось больше всего?
Дети: собирать бусы для куклы.
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, сегодня у вас все получилось!
Список используемой литературы
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2019 г.
2. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных
математических представлений. Подготовительная к школе группа (6-7 лет). - М. :
Мозаика-Синтез, 2014
3. Музыкальная динамическая пауза «Хлопай, топай».
3. Носов Н. Н. «Мишкина каша». – М. : Самовар, 2017