Наталья Максакова
«Знакомство с историческим наследием России» (Ковры и ткани в русской избе).
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми
старшей группы на тему:
«Знакомство с историческим наследием России»
(Ковры и ткани в русской избе).
Цель: Продолжать знакомить детей с историческим наследием и культурой России; приобщать детей к духовной культуре на основе использования фольклора (загадок, пословиц, поговорок).
Задачи интегрируемых образовательных областей:
• «Познание»
Публикация «„Знакомство с историческим наследием России“ (Ковры и ткани в русской избе),» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Русская изба
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
-воспитывать интерес к народному творчеству, гордость за мастерство русского народа.
• «Коммуникация»
-развить навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
• «Социализация»
-воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
• «Музыка»
-продолжать развивать у детей интерес к народной музыке.
• «Художественная литература»
-продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.
• «Физическая культура»
-формировать навыки правильного выполнения движения по тексту.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование:
Плетеный ковер, листы двухсторонней бумаги (заготовки, сделанные воспитателем, нарезанные полоски двухсторонней бумаги (разных цветов, цветные распечатки фотографий русской избы, ее убранство, образцы разных тканей.
Ход НОД:
Организационный момент
Звучит подборка из русских мелодий («Гимн России», «Калинка», «Сударыня»)
-Ребята, музыку какого народа вы сейчас услышали?
-А в какой стране живет русский народ?
-Правильно ребята, в России!
Про нее и будет сказ –вы послушайте сейчас.
(дети проходят и садятся на стульчики)
Основная часть
-Дети, посмотрите внимательно, что за карточки лежат у вас на столах? Ответы детей. (Фотографии.)
-Правильно, дети, это фотографии. А что изображено на этих фотографиях?
Ответы детей. (Разные предметы быта, перечисляют их.)
-Правильно, а как вы думаете, где эти предметы могли находиться?
Дети размышляют, дают свои ответы.
-Эти предметы находились в русской избе. Центром русской избы всегда была печь, которую называли царицей дома. На печи и спали, в ней и мылись, а кроме того, считали обиталищем домового и местом общения с предками. Она обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки». Изба зонировалась на женскую половину, мужской и красный угол. В печном углу управляла женщина. В женском углу и расположились полки с различной кухонной утварью и посудой. В своем углу женщины прияли, шили и занимались различными видами рукоделия. Женская тематика вообще достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили: "бабья дорога – от печи до порога". А еще посмеивались: "баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает" (со страху). А на полу обязательно лежали ковры. Вот про них мы сегодня и поговорим, и даже сделаем каждый свой.
Выносится небольшой ковер, который дети могут рассмотреть и потрогать.
-В крестьянском быту ткани практически не использовались. Лишь несколько столетий назад в русской избе появились деревянные полы, а, следовательно, и минимальное мебельное наполнение, но даже в этом случае вместо постельного белья использовали солому и выделанные шкуры животных. Но для украшения избы по праздникам использовались ткани, ковры.
Ковры широко применялись не только для покрытия столов, лавок, сундуков и другой мебели, но и для украшения оконных и дверных проемов. (окон и дверей.)
-А у вас дома есть ковры? А какие?
Дети отвечают, рассказывают и показывают узоры ковров у них в доме.
-Ковры бывают круглые, квадратные, овальные и даже длинные прямоугольные. Вот посмотрите какой замечательный узор на этом коврике. (Показывается фотография коврика.)
-Вот узор по кругу вьется, хороводом он зовется.
Чтоб ребятам не скучать, приглашаю отдыхать!
Игра-хоровод «Мы в кружочек встали» (под русскую народную музыку)
Вот и кончилась игра, за работу, мастера!
Дети садятся за столы, педагог демонстрирует образец коврика из бумаги. Раздаются заготовки цветной двухсторонней бумаги. Предлагается выбрать цветные полоски, разрезанные из бумаги. Дети сами подходят к столу с нарезанными полосками и берут те цвета, которые хотят. Затем садятся на свои места и воспитатель объясняет выполнение работы).
С чего вы начнете работу? (повторение алгоритма работы)
-Чтоб красиво все создать, надо пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика (под музыку)
Ручка правая у нас пальчики сжимает,
этой ручке точно в такт голова кивает.
Ручка левая у нас пальчики сжимает,
этой ручке точно в такт голова кивает.
Ручка правая у нас левую сжимает,
ручка левая у нас правой отвечает.
Две руки теперь у нас пальчики сжимают,
Эти ручки мастерам очень помогают!
Мы возьмемся все за дело,
и работа закипела!
Дети принимаются за дело.
Продуктивная деятельность (самостоятельная работа детей, педагог оказывает индивидуальную помощь)
В процессе самостоятельной работы играет тихая народная музыка.
Заключение, подведение итога:
-Ай да чудо-мастера,
получилась красота!
Был ковер совсем невзрачный,
стал красавец настоящий!
Цвет красивый, расписной,
полюбуйтесь – вот какой!
Пусть на выставке висит –
красотой всех удивит! (Работы экспонируются на выставке)
Молодцы, красивые сделали ковры! Продолжайте творить!