Елена Султанова
Знакомство дошкольников с дымковской игрушкой посредством различных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство дошкольников с дымковской игрушкой посредством различных видов деятельности
Актуальность
Значение народного декоративно - прикладного искусства для эстетического и всестороннего воспитания детей отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества: Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, Е. К. Ковальская, Т. С. Комарова, А. А. Грибовская, Ю. В. Максимов, Н. Б. Халезова и другие.
Публикация «Знакомство дошкольников с дымковской игрушкой посредством различных видов деятельности» размещена в разделах
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, в результате которого у детей формируется интерес к прекрасному в их жизни и окружающему миру в целом. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость помогают ребенку расти творческой личностью, развивать умственную активность, эстетический вкус.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию ребёнок узнаёт, что были и есть в наше время такие умельцы и мастера, которые создают своими руками необыкновенную красоту, радующую глаз.
Знакомство с народно-прикладным искусством в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребёнка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.
Д. С. Лихачёв о понимании искусства
Известный учёный, академик, Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своей книге
«Письма о добром и прекрасном» писал:
• Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека… оно делает его добрее, а следовательно, счастливее.
• Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться – учиться долго, всю жизнь.
• Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это понимание? Какими качествами нужно для этого обладать?
• Пониманию многих сложнейших произведений живописи и скульптуры учат глиняные игрушки Вятки или северная плотницкая деревянная игрушка.
Задачи знакомства с миром дымковской игрушки
Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых, выразительных по пластике фигурок животных и людей.
Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать следующие задачи художественного развития и воспитания детей:
1) познакомить с одним из самых известных и уникальных промыслов
2) воспитывать интерес к народному творчеству и любовь к своей родине
3) воспринимать художественные особенности промысла, учить сравнивать, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность фигурок и любоваться дымковской игрушкой
4) научить детей воспринимать прекрасное и доброе
5) почувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение красоты окружающего мира и природы
6) планомерно, целенаправленно обучать лепке и росписи игрушек
7) добиваться хороших изобразительных навыков у детей
8) развивать творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность
9) пробуждать мысль, фантазию и воображение ребенка
10) развивать мелкую моторику рук
11) развивать речь, обогащать словарный запас детей
Создание условий для успешной и результативной работы.
Для успешной работы воспитателя по знакомству с промыслом очень важно создать условия для активного вовлечения воспитанников в художественно-творческую деятельность. В уголке Художественного творчества в группе должны быть различные альбомы с фотографиями образцов изделий народно-прикладного искусства, детских работ. Для того чтобы нарисовать или слепить какой-либо предмет, ребята с ним знакомятся : изучают форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Поэтому неплохо бы было иметь в уголке образцы изделий народных промыслов.
Большую роль в ознакомлении с народными промыслами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Именно в музее дети могут познакомиться с различными видами народных промыслов, сравнить и понять их отличительные особенности.
Всё это развивает интерес детей к народно-прикладному творчеству, развивает кругозор и любознательность.