Наталья Щугорева
Знакомство детей с устным народным творчеством
▼ Скачать +Заказ
Ведущим направлением деятельности является знакомство детей с устным народным творчеством. Цель работы – зажечь искорку любви и интереса к жизни своего народа, его истории и культуре. Считаю, что устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Фольклор обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Публикация «Знакомство детей с устным народным творчеством» размещена в разделах
Очень часто в наше время звучат приятные, тё плые слова: «русская душа», «феномен русской души». И пугающие, жё сткие: «деградация общества», «падение нравственных устоев», «потерянное поколение». Поэтому сегодня как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.
Невозможно переоценить роль фольклора в нравственном воспитании дошкольников. Дети, приобщаясь к лучшим образцам народным произведениям, учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
Нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого ребёнка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. При разучивании и исполнении малых фольклорных жанров я стараюсь подвести ребёнка к выводу, что если оставаться нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке наиболее эффективных форм знакомства детей с фольклором и составлении серий непосредственно образовательной деятельности, которые отражены в календарном и перспективном планировании.
В своей работе ставлю целью достижение следующих результатов:
• Средствами фольклора сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира;
• Развитие разговорной речи через фольклорные произведения;
• Усвоение ребенком добра и любви к природе, родному городу, семье;
• Психо-эмоциональное благополучие;
• Воспитание чувства патриотизма.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Высокая эмоциональность детей этого возраста позволяет легко вызвать отклик, интерес к произведениям, выражающим нравственную направленность. Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребенка, его семьи, других людей, общества. Полноценное нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием ребёнка о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка. Нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого ребёнка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Я использую различные методы и приемы, знакомлю с различными малыми фольклорными жанрами, заинтересовываю инсценированием песен, сказок, художественных произведений, рассматриванием иллюстраций, детских рисунков, слушанием музыки. Важным приёмом является одобрение положительных примеров поведения и неодобрения отрицательных. Тут большая роль отводится музыкальным театрам (кукол би-ба-бо, теневой, плоскостной, пальчиковый, варежковый, коробковый). Театр берёт на себя роль упражнений, наглядного показа образцов поведения в различных ситуациях. Это один из многих видов деятельности, которым увлечены все дети. Большую роль играет выразительность речи воспитателя, его искреннее желание и проявленная заинтересованность к историческому наследию. Вся работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится в основном в совместной деятельности, которая осуществляется по этапам. Предварительная работа предполагает погружение ребенка в атмосферу устного народного творчества. Этому способствуют проведение фольклорных праздников, досугов, накопленные впечатления, общение с взрослыми и детьми других национальностей. В содержание этого этапа включаются разучивание потешек, пословиц, поговорок, чтение сказок, театрализованная деятельность, игры, этюды на создание выразительных образов, изобразительная деятельность, где детям дается возможность отразить свои впечатления, раскрыть свои творческие замыслы.
На родительских собраниях мы не только знакомим родителей с методами работы с детьми, но и продолжаем работу по педагогическому просвещению родителей. В родительских уголках имеется информация по знакомству детей с фольклором - папки передвижки на темы: «Поговорки и пословицы», «Что читать детям», «Потешки в жизни ребёнка» и т. д. Хорошей традицией стало проведение вечеров «Чаепитие», «Посиделки». Это своеобразный праздник, девизом которого является поговорка: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Всегда в этих встречах присутствуют ненавязчивая информация и обмен опытом. Звучат песни, смех, а главное, что дети, родители и педагоги в единой команде на равных. Доброжелательность, любовь – присутствуют в хорошей семье в воздухе. Ребенок не может этого не чувствовать. Точно так же, как он не может не чувствовать и гнетущей обстановки недоброжелательства. Детям прививаются такие важные понятия, как: родные, родня, род. Вот актуальные темы, обсуждаемые родителями, детьми и педагогами: «Почему нужно беречь родных?», «Забота о близких», ««Значение пословицы – «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает.
Основной целью данной работы это гармонично сочетать использование новых современных образовательных технологий, обращаясь к фольклору, интернет-ресурсам.
На непосредственно образовательной деятельности стараюсь обращать внимание детей на богатство, красоту и разнообразие мира, учить видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы, понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствовать развитию творческой личности ребенка. «Дерево доброе приносит и плоды добрые» На музыкальном материале сказок, песен, хороводов стихотворений учу детей различать добро и зло, помогаю увидеть красоту нравственных поступков. Важно научить ребенка чувствовать в себе движения к добру и различать зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести, формировать доброе отношение к близким людям.
Работа с детьми продолжается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду с младшего возраста. Постепенно дети начинают слушать и повторять потешки, использовать их в сюжетно-ролевых играх, придумывать свои движения для обыгрывания. Почти одновременно в деятельность вводятся загадки, и если на начальном этапе дети затрудняются в отгадывании, то потом начинают сами сочинять. Большую роль в формировании ценностных ориентиров играют пословицы и поговорки. Наиболее распространенная форма пословиц - наставления. Неоценимую роль в приобщении детей к ценностным ориентирам играют сказки, народные игры, песенки. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей он видел в том, что простота и непосредственность народного творчества обладает таким свойством, которое близко детской психологии. Народные песни - целый поэтический и философский мир. Без песни не жил ни один человек, песней сопровождались события народной жизни - труд, праздники, игры. В совместной деятельности на вечерах игр и забав, досугах дети с удовольствием ставят сказки, слушают и используют народные песенки и игры.
Наблюдения за детьми показали, что у детей формируется гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, навыки культурного поведения, умение радоваться своим успехам, успехам сверстников. Дети с охотой используют в своей речи поговорки, потешки, считалочки.
Наблюдения показали, что характерной чертой наших детей является оптимизм. Им присуще радостное настроение. Внешне это выражается в выразительном исполнении детских, фольклорных песен, желании слушать и анализировать классическую музыку, смелых активных движениях, передаче в движении эмоционально-образного содержания, творческой активности и самостоятельности. Родители активно откликаются на наши просьбы и учитывают наши советы и рекомендации о воспитании детей в семье. Правильно оценивают душевное состояние ребенка, разделяют его радости. В исполнении инсценировок песен, выразительном исполнении ролей сказок у старших дошкольников ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательными интересами, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Дети в процессе приобщения к фольклорным произведениям стали более сдержанными, умеют действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом достаточные волевые усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое мы совместно с педагогами нашего дошкольного учреждения всячески развиваем и закрепляем.
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов фольклорного воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье и детском саду). Нравственное воспитание детей я интегрирую в основные виды деятельности: на занятиях, развлечениях и праздниках, работу с родителями.
Считаю, что работу по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на примере фольклора и основе отечественных традиций необходимо продолжать. С детьми и родителями надо использовать новые интересные формы и методы работы.