Наталья Кузнецова
Знакомство детей с финансовой грамотностью
Долгое время в нашей стране развивался стереотип, что финансовая грамотность необходима людям, работающим на рынках финансов. И вот сейчас пришло осознание, что первоначальные знания о финансах необходимы каждому из нас.
Публикация «Знакомство детей с финансовой грамотностью» размещена в разделах
Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. На самом деле дети включаются в экономическую жизнь семьи достаточно рано. Сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, наблюдают как родители ведут хозяйство. Все это не проходит мимо ребенка и именно так они получают свое первое экономическое образование. Учить ребенка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Например, разговоры о том, что нельзя тратить все заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, должны вестись в семье всегда. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается.
Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях – это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать самостоятельности детей. В современных реалиях жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста. Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.
Как мы знакомим детей с экономикой?
Мы создали условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
Создали папки по теме «Формирование финансовой грамотности».
Папка: «Пословицы и загадки», «Стихи» .Читая их мы учим понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
Рассматривая альбом: «Современные профессии», даем детям первоначальные представления о современных профессиях: бизнесмен, визажист, дизайнер, маркетолог, менеджер, программист, охран
ник, телеведущий, рекламный агент и т. д
Беседа: «Профессии разные нужны» - беседуя по этой теме мы систематизируем знания детей о мире профессий, учим устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, уточняем знания детей о профессиях, воспитываем любознательность и уважение к труду.
Подводим к выводу о важности всех профессий и уважительном отношении к людям любых профессий.
Рассматривая альбома «Предприятия нашего города», формируем представления о видах предприятий торговли и их особенностях.
Беседа о «Деньгах».
Просмотр мультфильма: «Уроки совы - Что такое деньги» -дает детям элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже.
Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность, уважение к людям, стремящихся честно зарабатывать деньги. Папка беседа-размышление: «Чего нельзя купить за деньги». О том, что не все в мире продается и покупается.
Для сюжетно ролевых игр сделали банкомат, кассовый аппарат дети играют в сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», «Продуктовый магазин».
Предоставляем детям возможность практически осуществить процесс купли – продажи, развивать умение видеть товар (материал, место производства, цену).
Дидактическая игра «Ты сегодня папа и получил зарплату» воспитывает умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, связанных с деньгами.
Подобрали художественную литературу по теме: «Формирование финансовой грамотности» для чтения:
Терем-теремок»,«Хаврошечка»,«Морозко»,«Мужик и медведь».
- Раскрывающая потребности: К. И. Чуковского «Телефон», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Для раскрытие труда, сказки: «Терем – Теремок», «Петушок и бобовое зёрнышко»
- Русская народная сказка «Каша из топора» - уточняет у детей представления о смекалке, осуждение жадности.
- Понятие «товар» раскрывается в сказке К. И. Чуковского «Федорино горе»
- Формирующая представление о рациональном выборе материала английская сказка «Три поросёнка».
- Понятие «деньги» раскрывается в сказке К. И. Чуковского «Муха- Цокотуха».
Подводя итоги для дошкольного возраста этой базы знаний будет достаточно. А формы работы можно усложнять и дополнять в зависимости от степени усвоения материала воспитанниками.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств, а так же все это позволяет развить интеллект, расширить кругозор ребенка, помогает его нравственному становлению.