Диана Джаноян
Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте»
Анотация: В данной статье речь идёт о значимости патриотического воспитания детей в дошкольном возрасте. Об основополагающих функциях дошкольного уровня образования. Статья может быть полезной для воспитателей ДОУ и для студентов, учащихся на педагогических факультетах.
Ключевые слова: Родина, патриотическое воспитание, дошкольный возраст, патриот, современная молодёжь.
Публикация «Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте» размещена в разделах
«От того как мы воспитаем молодежь,
Зависит то, сможет ли Россия сберечь
и приумножить саму себя»
В. В. Путин
Одной из наиболее актуальных проблем сегодня является патриотическое воспитание современной молодёжи, ведь детство и юность – самая благоприятная пора для воодушевления священного чувства любви к Родине.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - это не только воспитание любви к родному дому, к родным и близким людям, детскому саду, городу в котором проживают, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, уважительного отношения к другим национальностям, но и воспитание толерантного отношения к трудящимся и продуктам их труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям отчизны и общенародным праздникам.
Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования :
1) Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами.
2) Создание единого ядра содержания дошкольного образования далее – ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно- нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
3) Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Вопросы патриотического воспитания детей дошкольного возраста рассматриваются в большом разнообразии пособий, методических разработок, научных работах педагогов. У современной молодёжи искажены представления о патриотизме, добродушие, взаимопонимании, на что повлияли некоторые события, произошедшие в нашей стране за последние годы. Изменилось и отношение людей к Родине. В современном мире материальные ценности имеют большое превосходство над духовными. Как бы то ни было трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания в современной дошкольной образовательной организации.
Задачами нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются :
— воспитание у дошкольника любви и привязанности к своей семье, родному дому, детскому саду, улице, району, городу;
— формирование заботливого отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— привитие дошкольникам чувства гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Правильная организация процесса патриотического воспитания дошкольников основана, в первую очередь, на знании возрастных особенностей детей дошкольного возраста. В этом возрасте дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это благоприятное время для плодотворной работы. Ведь у ребят в этом возрасте появляются большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания. У дошкольников формируется духовная основа, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, запускается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот жизненный период человека является наиболее благотворным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень красочны и сильны, следовательно, они остаются в памяти на длительное время, а иногда и на всю жизнь, и это очень важно в воспитании патриотизма. Дошкольник отличается большой эмоциональностью. Чувства преобладают над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему. Познание детей этого возраста явлений общественной жизни помогают росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. Наиболее важным в процессе формирования у подрастающего поколения любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и устойчивый характер. Дети этого возраста способны заботиться о близких людях и сверстниках.
В своей работе по патриотическому воспитанию детей старшей и подготовительной групп я использую различные методы, средства, формы работы с детьми. В результате их деятельности решаются задачи по воспитанию патриотов, достойных граждан нашей Родины.
Основными формами патриотического воспитания детей в моей работе являются тематические занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия, проведение совместных праздников, вечеров досуга, изготовление поделок, подарков, сотрудничество с библиотеками, игры, презентации, тесно сотрудничаю с родителями воспитанников. Например, на Рождество, мы совершили ряженое шествие, по другим группам нашего детского сада, с колядками и танцами. Организовывали праздник «Проводы зимы» с хороводами и весёлыми эстафетами, ко Дню защитника Отечества было проведено спортивное мероприятие, совместно с папами воспитанников, ко Дню Победы мы с ребятами организовали концерт с песнями и стихотворениями военных лет и т. д.
Патриотическое воспитание дошкольника – это основа формирования будущего гражданина своей отчизны. Воспитать патриота своей Родины очень ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать фундаментом для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Список использованной литературы:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. 25.11.202г.
1. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, Москва, 2003 г.
2. В. Г. Рындак, Н. В. Алехина И. В. Власюк Педагогика: Учебное пособие, Москва, Высшая школа, 2006 г.
3. Под ред. Т. С. Комаровой Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, Москва, 1983 г.
4. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников, Москва, 2008 г.