Получи документы

Значение трудового воспитания для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ирина Чебанова
Значение трудового воспитания для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы

И. А. Чебанова

«Значение трудового воспитания для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья посвящена трудовому воспитанию детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности детей, который направлен на приобретение воспитанниками навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов. Трудовая деятельность воспитанников дает возможность осознать полезность своего труда, стремление трудиться. Воспитывая в себе трудолюбие, ребенок добивается своих целей и становится личностью.

Публикация «Значение трудового воспитания для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размещена в разделах

Ключевые слова: труд, трудовое воспитание, воспитанники, формирование, интегрированное обучение, мотивация, развитие ребёнка, сотрудничество, инициативность воспитанника.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь детям увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить воспитанников к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии. В своём сообщении я раскрываю задачи и содержание трудового воспитания, формы, методы и его особенности в «Центре содействия семейному воспитанию имени Попова В. Т.»

Трудовое воспитание детей в детском центре – это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, трудового сознания и активности которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского центра.

Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает что мы добились каких-то результатов, необходимо выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений систематически. А для этого, на мой взгляд, необходимо изменить сам воспитательный процесс в детском центре, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение воспитанников.

Воспитание трудовой активности предполагает приучение ребят к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Воспитание у детей трудовой активности лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности. Вопрос о роли труда детей ОВЗ приобретает в настоящее время большое значение, в связи с трудностью в подготовке детей к практической деятельности.

Как и учащиеся массовой школы, данная категория детей должна проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, дети должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.

Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей с интеллектуальной недостаточность приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки детей к трудовому развитию.

В системе педагогических мер воздействия на психику ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития детей с ОВЗ. Коррекционное значение занятия трудом, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности. Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности.

Обучая детей, важно корригировать недостатки трудовой деятельности, формировать их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим т. д. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувства долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.

Трудовая деятельность позволяет включать детей в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.

Причины обращения к проблеме:

-неудовлетворенность организацией взаимодействия на занятиях между воспитанником и воспитателем;

-пассивность воспитанников на занятиях трудовой деятельности;

-совершенствование форм и методов работы с детьми, имеющими отклонения.

-повышение интереса к деятельности;

Для повышения интереса к занятиям решено использовать презентации, игровые приемы, развивающие игры и упражнения, направленные на развитие ВПФ, крупной и мелкой моторики.

В процессе трудового воспитания компенсируется недоразвитие эмоционально – волевой сферы воспитанников. Так же формируются такие личностные качества, как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность.

Коррекционная направленность трудового обучения предполагает максимальное расширение на занятиях труда меж предметных связей, в первую очередь с такими предметами как ознакомление с окружающим миром, развитие моторики. В процессе практической деятельности при выполнении конкретных заданий происходит коррекция указанных отклонений.

Вместе с тем было выявлено, что дети с ОВЗ проявляют интерес к совместной трудовой деятельности с взрослыми.

Поэтому стратегической целью является формирование положительных мотивов к трудовому обучению и воспитанию.

Труд ребенка, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности.

Кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.

Трудовое воспитание – это важнейшая предпосылка всестороннего гармонического развития личности ребенка.

В условиях детского центра решаются следующие задачи трудового воспитания детей :

• формирование положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

• развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

• вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Формы трудового воспитания

Система трудового воспитания должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии общественного богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи, непримиримость к тунеядству.

Поэтому наиболее важным является определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы подведения результатов и выполнения.

Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи воспитанникам в освоении рациональными способами его выполнения.

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование детей.

Значительную роль в формировании положительного отношения к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение детей, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях:

Труд учащихся должен быть общественно полезным трудом. Ребенок должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу.

Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность Воспитанник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить детей с общественным назначением цели его труда, показать кому нужен его труд. Но если воспитанники не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению, неохотно.

Труд детей должен быть коллективным. Коллективный труд – это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива. Именно в коллективе формируются и проявляются нравственные качества каждого труженика. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность детям приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.

Труд ребенка должен быть инициативным. Желательно, чтобы он был творческим, предоставлял детям возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им ребята.

В труде должны применяться различные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности. Самокоординация помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности.

Труд детей должен быть посильным для них. Если труд непосилен, то он угнетающе действует на психику, и ребенок может потерять веру в себя, отказываясь выполнять даже посильную работу.

При возможности труд должен быть увязан с их учебной деятельностью. Взаимосвязь между теоретическими знаниями и их практической трудовой деятельностью.

Совершенно недопустимо наказание детей трудом. Труд воспитывает тогда, когда он не является для ребенка принуждением, наказанием.

Необходимо требовать от детей не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.

В качестве критериев трудовой воспитанности выступают такие показатели:

как высокая личная заинтересованность и производительность труда, и отличное качество продукции,

трудовая активность и творческое,

рационализаторское отношение к процессу труда,

трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина,

нравственное свойство личности – трудолюбия.

Особенности трудового воспитания в ГБУ КО ЦССВ имени Попова В. Т.

Цель и задачи трудового воспитания :

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

Поэтому цель трудового воспитания направляется на воспитание психологической и практической готовности воспитанников к труду

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков.

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности — способности к труду.

Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.

Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда.

Изменяется и структура трудового образования. Она становится комплексной, включает представления о технике и технологии, умения решить практические задачи, достигать качественных результатов. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход в решении нестандартных задач, стремление повысить технико-экономические и социальные показатели производства.

Изменения в воспитательной деятельности по трудовому воспитанию обусловливают перестройку внеклассной и внеурочной воспитательной деятельности. Она становится личностно-ориентированной, максимально полезной человеку и обществу. В практику работы классных руководителей проникают активные воспитательные дела трудовой направленности, вызванные к жизни социально-экономическими процессами. Среди трудовых воспитательных дел есть традиционные и новые формы: вахта труда, праздник труда, выставка поделок, генеральная уборка, гуманитарная помощь, озеленение и благоустройство школы, турнир умельцев (помощниц мам, членов кружка «Творцы-молодцы», неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметический ремонт школы, акт добровольцев, шефская помощь, зоны заботы, разведка полезных дел, трудовой десант, ремонтная школьная бригада и д.

Методы трудового воспитания в семьях ГБУКО ЦССВ им. Попова В. Т.

В процессе трудового воспитания выделяют три группы методов воспитания сознательной дисциплины:

Методы формирования сознания личности.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся.

Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. К этой группе относят: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

К третей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь школьникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии

Учащиеся познают в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний.

Очень важна организация коллективного труда, объединяющего интересы школьников, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде, устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, атмосферу высокой моральной и материальной ответственности, критики и самокритики.

Список литературы:

1. Вершинин С. И. Сравнение профессиональных интересов, учащихся с требованиями профессии / Школа и производство. - 2010.

2. Выбор профессии. Энциклопедия для детей / Под ред. В. Белоусовой. - М., 2003.

3. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. - М., 2005.

4. Диагностика психического развития детей - М., 2008.

5. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч. в 7-ми т., том 5. - М., 2006.

6. Милушкин В. Как и чему учить на уроках труда. Журнал «Народное образование». - №10, 2007.

7. Панков В. А. Трудовое воспитание младших школьников. Книга для учителя. - М., 2004.

8. Педагогика. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М., 2012.

9. Селиванова В. С. Теория и методика воспитания младших школьников

10. Сластенин В. А. Педагогика. - М., 2006. 29. Спиваковская А. С. Игра - это серьезно. - М., 2008.

11. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. - М., 2009.

12. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. - М., 2009. 32. Теория и практика воспитания : Учебное пособие /Под ред. Л. А. Еремкиной. - Рязань, 2007.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольниковФотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Основной вид деятельности ребёнка - игра, играя дети познают мир, узнают много нового и интересного. В соответствии с.

Фоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольниковФоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Могу сказать про себя, что я не покупаю всё это на рынке и в магазине, а выращиваю сама. Вот и сегодня, с утра пораньше.

Фотоотчёт о неделе трудового воспитанияФотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания»Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов "Необходимость трудового воспитания" Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

План проведения Недели трудового воспитанияПлан проведения Недели трудового воспитания 13.02 13.00 Открытие недели трудового воспитания. Общешкольное мероприятие. - Устное народное творчество «Мир пословиц и поговорок,.

Положение о неделе трудового воспитанияПоложение о неделе трудового воспитания 1. Общие положения. 1.1 Воспитательная неделя по трудовому воспитанию вводится в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение трудового воспитания для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Опубликовано: 25 января 2022 в 09:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение трудового воспитания для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чебанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД