Курьянова Ирина
Значение сюжетно-ролевой игры в реализации задач по экономическому воспитанию дошкольников
Курьянова Ирина Михайловна
Воспитатель МБДОУ г. Астрахани
«Детский сад № 11»
ir.kuryanova@yandex.ru
«Значение сюжетно-ролевой игры в реализации задач по экономическому воспитанию дошкольников»
Ключевые слова: финансовая грамотность, экономическая культура, сюжетно-ролевая игра, дошкольник.
Публикация «Значение сюжетно-ролевой игры в реализации задач по экономическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
На современном этапе дети намного раньше стали включатся в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, при посещении с родителями магазинов, участвуя в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде.
Передовые страны мира на протяжении длительного периода осуществляют программы финансовой грамотности с раннего возраста. В США с шести лет дети получают банковские карты и производят покупки, так реализация образовательных программ, связанных с экономической грамотностью в этой стране, начинается с дошкольного возраста.
Самой передовой страной в области повышения экономической грамотности для детей дошкольного возраста признается Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми пятилетнего возраста и в дальнейшем сопровождают их на всем жизненном пути. Банки предлагают счета для детей, при этом их можно открыть при частном визите ребенка в отделение банка, либо в режиме онлайн. Данная услуга дает возможность ребенку быть активным потребителем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым способствуя формированию экономической грамотности и самостоятельности.
Считаю, что и в нашей стране ни родителям, ни педагогам неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования РФ ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).
Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
В соответствии с современными требованиями, процесс обучения и развития детей необходимо осуществлять в игровой форме. В процессе наблюдения за игровой деятельностью детей, я заметила, что дети моей группы проявляют интерес к играм, связанным с экономическим содержанием. В сюжетно-ролевых играх они пытаются оперировать экономическими представлениями, но для развития сюжетно-ролевой игры знаний было недостаточно.
Экономическое воспитание детей через сюжетно-ролевые игры не только приближает детей к реальной жизни, но и помогает успешнее обучать их ориентироваться в происходящем, формировать деловые качества личности, способствовать лучшей социализации детей к окружающему миру и усвоению программного материала.
На мой взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Ярмарка» и т. д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования, и в то же время, поможет ребенку социализироваться в экономику.
В процессе сюжетно- ролевой игры, дети приобретают такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца.
У детей возникает интерес к деньгам, осознаются правила честного отношения к ним. И самое главное, грамотно организованная работа, будет способствовать формированию успешной личности в будущем.
Список литературы:
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/;
2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок /Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017;
3. Гладкова О. А., Коломийченко Л. В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал 2018 №9 URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ aktualnost-problemy-povysheniya-ekonomicheskoy-gramotnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta ( дата обращения: 28.09.2019).