Анна Семик
Значение пальчиковых игр в развитии речи детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение пальчиковых игр в развитии речи детей 3 – 4 лет»
Воспитатель - Семик Анна Олеговна
Игра – это осмысленная деятельность ребенка дошкольного возраста в условной ситуации, направленная на воспроизведение и усвоение общественного опыта. Мотив игры лежит не в ее результате, а в самом процессе, формула мотивации игры - не выиграть, а играть. С помощью игры происходит развитие психических процессов, подготавливающих переход ребенка к высшей ступени его становления как личности.
Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребёнка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой.
Пальчиковые игры помогают детям освоить счёт, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность в восприятии художественного слова, развивать память, воображение, речь. Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения; помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп; учит соблюдению речевых пауз. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Все пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцев индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулируют развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышать речевую активность ребёнка. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. А также у детей развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, они смогут «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
При проведении игр, необходимо, соблюдаю следующие правила:
Игровые задания должны постепенно усложняться.
Начинать игру только тогда, когда ребёнок хочет играть.
Никогда не начинать игру, если сам утомлен или если ребёнок неважно себя чувствует.
Если в новой игре имеются незнакомые детям персонажи или понятия, сначала рассказывать о них, используя картинки или игрушки.
Не допускать переутомления ребёнка в игре
Заниматься регулярно, около 5 минут.
Методика организация пальчиковой игры:
Показ пальчиковой игры взрослым
Затем показ игры, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
Выполнение движения одновременно, или с необходимой помощью взрослого.
Обязательно взрослый произносит текст.
Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст.
Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире.