Наталья Рыжова
«Малые народы Хабаровского края». Интегрированное занятие патриотической направленности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие
по познавательному развитию детей – патриотической направленности «Малые народы Хабаровского края»
в подготовительной к школе группе№8
«Лучики»
Цель: развитие познавательного интереса к истории малого народа Хабаровского края.
Задачи:
-познакомиться с коренными жителями Хабаровского края, их традициями, обычаями и культурой.
-обучать детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;
-продолжать знакомство с культурой и бытом малых народов Хабаровского края;
- обогащать словарный запас (чум, хэйро-солнце, Манго-бо - Чёрная река (Амур);
- р
азвивать интерес к народным нанайским играм.
Методическое обеспечение:
Декорации нанайского быта, тайги, презентация «Малые народы Хабаровского края»
Предварительная работа:
Подготовка детей к игре, слушание нанайских песен, рассматривание сюжетных картинок, чтение сказок….
Дети входят в музей под музыку Аедоницкого «Увезу тебя я в тундру» и рассаживаются на свои места.
ХОД занятия:
Здравствуйте! Мы сегодня собрались с вами поговорить, о нашем крае узнать много интересного и нового о народах нашего края.
Скажите ребята, как называется наш край? (Ответы детей) - (Хабаровский край).
А, как называется самый главный город нашего края? (Ответы детей) – (г. Хабаровск)
Правильно Хабаровск - столица нашего края. Или еще называют его – краевой центр.
Сегодняшнюю беседу мы посвятим жителям нашего края. Но не простым жителям. А коренному населению, которое проживало еще до того, как на эту землю приехали русские люди.
Просмотр презентации
(слайд 2)
Подобно могучему орлу, широко раскинул свои крылья Дальний Восток. Таинственная и величавая красота, холодный и чистый покой севера, неповторимая игра красок земли, зимнее море - словно стекло, и летнее как музыка.
Амур – все это было миром, где жили и живут, посей день дальневосточные аборигены.
(слайд 3)
На территории края проживают восемь коренных народов. Это Эвенки и Эвены, Нивхи, Ульчи, Орчи, Удэгейцы, Нанайцы,Негидальцы.
(слайд 4)
Вдоль берега Амура проживают в селах Ульчи и Нивхи очень близких по роду занятий, культуре и внешнему виду к нанайцам.
(слайд 5)
Нивхи – Являются прямыми потомками древнейшего населения Сахалина и Нижнего Амура. Занимаются рыбной ловлей.
(слайд 6)
В северных районах края живут оленеводы и охотники – Эвенки и Эвены. Многие из них вели кочевой образ жизни. Но со временем перешли к оседлому образу жизни, занимаются охотой, оленеводством, развивают земледелие, разводят пушных зверей.
(слайд 7)
Самыми малочисленными коренными народами края являются Орочи.
Традиционно орочи занимаются охотой, рыболовным и морским зверобойным промыслом.
(слайд 8)
Удэгейцы – народность, проживающая по правым притокам Амура и Уссури. На русский язык переводится как «лесные люди»
-Как вы думаете, почему их так называли? (Предположения детей)
Удэгейцы - прирожденные охотники. По следам, по царапинам на коре деревьев, по вмятинам на траве и даже по запаху они могут определить направление движения зверя, его возраст и пол.
(слайд 9)
Негидальцы — один из самых малочисленных народов Хабаровского края.
Основным занятием негидальцев было рыболовство, охота. В старину одежду и обувь шили из рыбьих кож и шкур животных.
(слайд 10)
Почти половина жителей берегов Амура – это нанайцы. О них мы с вами и поговорим.
Традиционные занятия нанайцев – охота и рыбная ловля. Охотились нанайцы только с целью получить пищу и шкуры для одежды. Зря животных никогда не убивали, никогда не трогали маму с детенышами.
(слайд 11)
Нанайцы – искусные мастера. Они изготавливали из шкур красивую одежду, обувь, расшитую древними национальными узорами.
Ребята, кто может мне ответить, что на одежде у нанайцев обозначают разные цвета:
(слайд 12 показ одежды)
Красный – огонь и кровь, желтый - солнце, синий – вода и небо, зеленый – растения, чёрный цвет представители нанайской культуры отдавали предпочтение кайме, так как считали, что он обладает защитными функциями для человека.
(слайд 13)
Кухонная утварь, ковры и коврики расписывались красивыми узорами, которые женщины и девушки вышивали сами, а их образы придумывали из жизни.
(слайд 14)
Узорами или орнаментом украшали всё, дабы защитить себя и семью от злых духов. Орнаменты похожи либо на какое – то животное, растение или птицу.
(слайд 15)
Также изготавливали нанайские деревянные фигурки животных: собака, олень, тигр, волк, медведь.
(слайд 16)
Ребята с вами хочет познакомиться кукла «Акоан» – так называли детскую игрушку нанайцы.
По нанайски здравствуйте, говорят «Богачо анну».
Давайте попробуем поздороваться с куклой по - нанайски
(Ребята здороваются с куклой по - нанайски)
Посмотрите, пожалуйста, я вам хочу показать маленькие сувениры, которые изготавливают нанайские мастера – это нанайская куколка, нанайская обувь и нанайский медальон.
Ребята, мы сейчас с вами побудим модельерами и приготовим для куклы «Акоан» красивые нанайские наряды.
Но для начала мы с вами немного поиграем в игру на внимательность, каких коренных жителей вы запомнили, которых услышали в начале занятия?
Ига с мячом «Назови коренных жителей Хабаровского края».
Вставайте в круг, я вам буду поочерёдно бросать мяч, а вы будете бросать мяч мне, называя по одному коренных жителей, каких вы запомнили.
(Эвенки, Эвены, Негидальцы, Нивхи, Ульчи, Орчи, Удэгейцы, Нанайцы)
Воспитатель:
Молодцы ребята всех коренных жителей назвали правильно.
Но, а мы продолжаем с вами дальше наше занятие.
Посмотрите у вас на столах лежат заготовки нанайских одежды, но без красивых узоров. Я вам предлагаю присесть за столы и нарисовать красивые нанайские узоры на одежде, которые вы подарите кукле «Акоан». Обратите внимание какие цвета должны присутствовать на одежде и проговорите, пожалуйста. Красный, желтый, синий, зеленый.
(Ответы детей).
Это традиционны орнамент, которым украшают одежду, обувь, ковры, головные уборы и многие другие вещи. Вот и сегодня мы с вами постараемся украсить наши халаты разноцветными узорами.
(слайд 17)
Заключение.
Скажите, с какой народностью мы сегодня познакомились? На какой территории они проживают. Как вы думаете, достигли мы поставленной цели?
Давайте поблагодарим наших гостей. Спасибо! - по - нанайски Банихан!
До свидания «пэдэм энусу»