МААМ-картинки

Значение игровых приемов и занимательного материала на занятиях по подготовке к обучению грамоте в детском саду

Ченхотян Леканцева Наталья Владимировна
Значение игровых приемов и занимательного материала на занятиях по подготовке к обучению грамоте в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Ченхотян Наталья Владимировна

воспитатель

МБДОУ д/с «Аленка»

Республика Хакасия, г. Черногорск

ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ И ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ.

Задачи, которые реализуем на занятиях по подготовке к обучению грамоте :

- знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- знакомить с основными свойствами звукового строения слова;

Публикация «Значение игровых приемов и занимательного материала на занятиях по подготовке к обучению грамоте в детском саду» размещена в разделах

- знакомить с моделями слов, предложений, символами для обозначения звуков;

- научить детей называть и подбирать слова, обозначающие название предметов, действий, признаков;

- научить называть и сравнивать звуки (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие;)

Деление слов на слоги, постановки ударения, определение ударного слога;

- научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения.

Работу по подготовке к обучению грамоте ведем по трем направлениям:

1. Продолжать развивать звуковую сторону речи, то есть звуковой анализ.

• выделение звука из слова,

• определение первого звука,

• определение последнего звука,

• установление места звука в слове,

• полный звуковой анализ,

2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:

• опора на материальные средства (наглядность, раздаточный материал и т. д.)

• проговаривание

• по представлению в уме

3. Соблюдение последовательности предъявления слов для анализа:

• слова из двух гласных (уа, иа)

• из двух звуков (ох, ус)

• из трех звуков (дом, сом)

• слова из открытых двух слогов (лиса, мама)

• слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист)

• со стечением согласных вначале (гром)

• из двух слогов со стечением согласных на стыке слов (сумка)

• слова из трех открытых слогов (машина)

4. Знакомство детей с буквой происходит только после знакомства со звуком.

В детском саду важно планировать занятия по подготовке к обучению грамоте с детьми так, чтобы формировать их умение правильно строить предложения, вырабатывать четкое произношение слов, повышать словарный запас. Эти занятия развивают память, мышление, умение анализировать информацию.

Изучив литературу и исходя из личного опыта, считаем, что сделать серьезное занятие для ребенка интересным, занимательным- вот задача первоначального обучения. Сделать обучение более радостным и продуктивным – это результат наших поисков и размышлений. Как заставить ребенка слушать? С помощью, каких средств и методов сделать обучение в детском саду увлекательным?

- дети подвижны, не могут высидеть спокойно - проводим физкультминутки,

- эмоциональны, впечатлительны - не злоупотребляем соревнованиями

- повышенная утомляемость – смена вида деятельности, разнообразие

- неустойчивое внимание – увлекаем интересным материалом, вводим игры и игровые ситуации.

Дети запоминают самое интересное, важно найти индивидуальный подход к каждому занятию по подготовке к обучению грамоте.

Проводя занятия и систематизируя интересный игровой материал, пришли к выводу, что очень действенны варианты игровой деятельности. Важно понять, что это не игры развлечения, а игры обучающие. Они должны приковывать внимание ребенка к материалу занятия, давать новые знания, заставляя его мыслить. Игра требует сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает воображение, воспитывает чувство коллективизма. Занятия в детском саду должны превратиться в мир красок, звуков, фантазии, сказки, творчества.

Мы в своей работе на занятиях по подготовке к обучению грамоте используем следующие действенные варианты игровых приемов :

1. Звуковая культура речи. Используем игры дидактические, подвижные, упражнения, инсценировки (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса, артикуляция.)

Полезны негромкие проговаривания звуков небольшими подгруппами, когда дети могут прислушиваться к ответам товарищей. Индивидуальные задания по произношению звуков. Игры: «Скажи ласково», «Скажи громко - тихо», «Весело – грустно», «Кто внимательный - выделение и определение звука. «Кто больше?» - на составление слов с изученным звуком и т. д. Стараемся не исправлять ребенка, а проговаривать звук вместе с ним.

В процессе работы над звуковой культурой речи применяем наглядные пособия, артикуляционные движения, демонстрируем игрушки. Часто используем дополнительное оборудование: фишки, раздаточный материал, картинки. Продолжаем формировать речевой слух (понимание слов, тембр). В подготовительной к школе группе в процессе упражнений и игр детей сначала знакомим с речью, затем выделяем из речи предложения, а также слова. Затем приступаем к звуковому анализу слова.

Речь-предложение-слово-слоги-звуки (буквы). Формирование

- напечатать букву разного цвета, размера

-преобразовать уже известную букву (из г – т, р – ф) звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции.

Звуки произносим – буквы пишем.

2. Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаем детям пофантазировать:

- на что похожа

- написать букву в воздухе, на столе

- выложить из счетных палочек, веревочек

- выщипать из бумаги

- вырезать из вдвое сложенного листа

- вылепить из пластилина

-найти букву в кассе букв

- найти среди других заданную букву

- дописать элементы букв

- для запоминания буквы наклеить на карточки: синие – согласные, красные – гласные.

Для подготовки руки к письму даем задания по обводке, штриховке, добавляем «письмо» печатных букв.

Для развития ручной умелости конструируем, рисуем, лепим, развиваем мелкую моторику, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание.

Для развития чувства ритма учим согласовывать слово и движение в определенном ритме.

Для развития графических умений рисуем по клеточкам, штрихуем, ориентируемся на листе бумаги.

Готовность детей к обучению грамоте это личные качества ребенка, уровень его умственного и физического развития. Для успешного овладения школьной программы ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными правилами ручного труда.

3. В детском саду дети очень любят сказки и приключения букв, сочинять свои.

В гости к детям приходят сказочные персонажи и предлагают интересные игры, занимательные материалы (ребусы, кроссворды, загадки, шарады). Одни герои веселят, учат рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Другие – рассказывают забавные истории, сказки про буквы. Третьи – озорные, смешат, шутят, шалят, делают ошибки. Очень важен эмоциональный настрой детей.

4. Очень важно создавать хорошую атмосферу, желание заниматься.

Детям очень нравится разгадывать ребусы, шарады, кроссворды, которые иногда предлагаем каждому ребенку. Для изучения звука загадываем загадки, а дети отгадывают и говорят с какого звука начинается отгадка. Загадки, которые используем на занятиях по подготовке к обучению грамоте, помогают активизировать мышление и речь ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития. Это удивительная игра, соревнование на смекалку. Загадки помогают совершенствовать речь, тренировать внимание, память, развивают любознательность.

5. В своей практике на занятиях очень часто учим скороговорки, пословицы и поговорки.

Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух и понять, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься – получишь другое слово, будет непонятно, о чем говорится. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривать их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом.

Когда мы используем считалки, стихи, скороговорки, то закрепляем правильное произношение детьми звуков, отрабатываем дикцию, темп речи. Сокровищница русской народной речи и народной мудрости – пословицы и поговорки. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. Это маленькие поэтические произведения, построены нередко на прекрасных созвучиях и рифмах. Это как «живая» вода для детей. Народное искусство похоже на сказку. Оно приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, учит ценить жизнь, честность и справедливость.

«Азбука – к музыке ступенька»,

«Аккуратность человека красит»,

«Мал да удал»,

«Сам погибай, а товарища выручай» и др.

6. Ни одно занятие проводится без физкультминутки. Предлагаем применять следующие виды:

• Гигиенические, оздоровительные – движения руками и ногами. Например:

«А» – начало алфавита,

Тем она и знаменита

«А» узнать ее легко!

Ноги ставит широко.

(Дети стоят, широко расставив ноги, на каждый счет руки на пояс, плечи вверх, два хлопка – обратно).

• Гимнастика для глаз – следить за движениями

• Танцевальные под музыку

• Ритмические под счет

• Двигательно – речевые (инсценировки стихов)

• Подражательные

Тексты для физкультминуток берем из методической литературы.

Чтобы занятие проходило слаженно, и детям было весело, физкультминутки должны сопровождаться стихотворениями. Они способствуют восстановлению умственной деятельности и эмоциональной разгрузке ребенка. Позволяют детям отдохнуть, отвлечься, активизировать мышление. Стихи с четким ритмом и текстовое содержание должно совпадать с темой занятия. Разных физкультминуток в литературе очень много. Главное подобрать правильно по смыслу и продолжительности. Мы, например, на занятиях по подготовке обучению грамоте берем физкультминутку, которая составляет 1,5 – 3 мин. правило, она включает в себя комплекс из 3 – 4 упражнений, повторяемых несколько раз и направленных на активизацию дыхания и кровообращения. Физкультминутка повышает работоспособность, обеспечивает отдых, создает условия для расслабления мышц. Использование стихов, потешек развивает речь.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих: речевой слух, четкая артикуляция звуков, знания букв, умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомер, чувство ритма. Всем этим ребенок может прекрасно овладеть в детском саду, если занятия будут интересны, занимательны, разнообразны и нести обучающую нагрузку.

Список лиитературы:

1. Журова Л. Е. «Обучение дошкольников грамоте» М. : «Школа – Пресс» 1998,142с.

2. Колесникова Е. В. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» М., Ювента. ,2003.

3. Ушакова О. С. «Методика развития речи дошкольного возраста» М., Владос., 2002.

Публикации по теме:

Фотоотчет об игровых занятиях в детском садуФотоотчет об игровых занятиях в детском саду Такого успеха не ожидал ни кто. В современное время у наших детей есть всякие игрушки. Они сами ходят, поют, летают, разговаривают. У.

Использование игровых приемов на занятиях по изодеятельностиИспользование игровых приемов на занятиях по изодеятельности Использование игровых приемов на занятиях по изодеятельности. Возрастные особенности дошкольников, присущая им любовь к игре подсказали.

Использование интерактивной доски на занятиях по обучению грамотеИспользование интерактивной доски на занятиях по обучению грамоте Мы живем в XXI веке, веке высоких информационных технологий. Это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков.

Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке»Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Цель: Обобщить знания детей по теме звук – слог – слово – предложение.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для старшей группыКонспект занятия по подготовке к обучению грамоте для старшей группы Тема: Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слогов, предложений Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа, фонематического восприятия;.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Закрепление пройденного материала» для старшей группыКонспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Закрепление пройденного материала» для старшей группы Задачи: продолжать учить читать слоги, проводить звуко-буквенный анализ слова; различать твердость и мягкость согласных; учить читать слова,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение игровых приемов и занимательного материала на занятиях по подготовке к обучению грамоте в детском саду
Опубликовано: 10 августа 2024 в 18:52
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение игровых приемов и занимательного материала на занятиях по подготовке к обучению грамоте в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Ченхотян Леканцева Наталья Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД