Федорченко
Значение игровой деятельности в воспитании детей дошкольного возраста в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру…»
(А. С. Макаренко)
Слайд № 1. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – это очень серьезная ведущая деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться участвуя в различных играх. Игра становится фактором социального развития.
Публикация «Значение игровой деятельности в воспитании детей дошкольного возраста в контексте ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Согласно Д. Г. Миду «Игра - это процесс, в котором ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли».
Слайд № 2. В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре. В игровой деятельности дошкольника реализуется принцип от простого к сложному. Благодаря соблюдению этих принципов у ребенка развиваются творческие способности с раннего возраста. ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории :
- младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;
- раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;
- дошкольный период (три — семь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил
Слайд № 3. Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:
- Пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.
- Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении;
- Формирование культуры сотрудничества — совместная игра обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;
- Социализация — ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку», развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;
- Развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.
- Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка. Игрушки в такой игре уже начинают выражать особенности реального поведения людей. Ребенок показывает, как они капризничают, спорят, боятся, просят сладости, игра все полнее передает отношения.
Слайд № 4. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту цели игровой активности в детском саду распределяются по образовательным направлениям работы с малышами:
Образовательные направления
- дидактические — знакомство и расширение представлений о мире вокруг, (через обучающие игры, например, дети старшей группы учатся «сдруживать» буквы, то есть составлять слоги, развитие навыков трудовой деятельности (к примеру, в сюжетно-ролевых играх малыши первой младшей группы помогают маме в уборке);
- развивающие — развитие внимания, речи, процессов мышления, памяти, формирование умения наблюдать, проводить сравнительный анализ, сопоставлять, стимуляция воображения, фантазии;
- воспитательные — формирование инициативности, нравственных и волевых качеств, партнёрства, общительности;
- социально-коммуникативные — приобщение к соблюдению правил, принятых в социуме, развитие умения контролировать свои эмоциональные проявления, способности общаться с товарищами и взрослыми.
Слайд № 5. Назначение игры для дошкольника — возможность раскрыть свой потенциал, а для взрослого — помощь в развитии малыша. Это определяет функционал игровой деятельности, подразделё нный на несколько видов:
Функции игры:
- развлекательная функция (стимулирует интерес ребёнка, дарит ему удовольствие от процесса и результата игры);
- социокультурная (помогает постигать нормы и правила поведения в обществе);
- диагностическая (позволяет взрослому определить отклонения в развитии и поведении ребёнка, например, замкнутость малыша);
- коррекционная (ставит целью внесение положительных изменений в личность ребёнка);
- терапевтическая (помогает в развлекательной форме преодолевать те или иные трудности, с которыми малыш сталкивается в различных видах деятельности, например, с помощью театрализованных постановок терапевтических сказок дети преодолевают страхи, становятся более общительными);
- коммуникативная (формирует способность ребёнка получать и передавать информацию в процессе общения, совместной деятельности со сверстниками, развивает речь);
- познавательно-воспитательная (помогает закрепить блоки информации, получаемые малышом в процессе разных видов деятельности, формирует любознательность);
- функция самореализации (игра позволяет ребёнку определить спектр своих интересов, так как малыш не будет играть, если ему скучно, малоинтересно).
Для полноценного включения всех функций в процессе игры, дети должны добровольно принимать участие в этом виде деятельности. Только в этом случае каждый малыш сможет усвоить моральные, общечеловеческие ценности, стать самостоятельной личностью во всех видах общественных отношений.
Слайд № 6. Познание мира у дошкольников происходит через игру. От педагога требуется методически грамотное включение разных видов игр и в качестве самостоятельной деятельности детей, и как средство организации познавательной, творческой активности. Игры по ФГОС ДО классифицируются следующим образом.
Классификация игр
- Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры) : сюжетно-ролевая игра; режиссёрская; театрализованная.
- Игры, рождающиеся по инициативе взрослых.
- Игры с ярко выраженным обучающим характером: дидактические игры; игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами; подвижные разного уровня интенсивности.
- Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности : развлекающие игры; интеллектуальные головоломки и состязания; календарные и тематические праздники; народные игры и фольклорные традиции.
Слайд № 7. В ФГОС обозначены основные условия организации игры.
Рассмотрим каждый из компонентов отдельно.
1. Добровольное участие ребят в игре. Педагог не навязывает, а вовлекает в игру, подбирая подходящие по теме и виду игры приёмы. Например, чтобы вовлечь малышей 4–5 лет в дидактическую игру «Третий лишний» на тему овощей, фруктов, ягод, педагог представляет ребятам гостя занятия — Незнайку, у которого болит живот, так как он, не зная, что есть что, сварил суп не только из овощей, но и из ягод, фруктов. Дети, желая показать свою просвещённость и стремясь помочь персонажу, активнее включаются в игру.
2. Чёткое понимание сути и правил игры, роли каждого участника.
3. Игра должна иметь смысл, способствовать обогащению социального опыта малышей. Игровая активность подразумевает решение большого спектра задач, поэтому, к примеру, в старшей группе на прогулке ребята не могут драться вениками — это бессмысленно. А вот прямое назначение этого атрибута трудовой деятельности : уборка участков территории по командам на приз «Наша чистюля» — реализует целый набор образовательных задач.
4. Достаточно оснащённая предметно-развивающая среда. В игровой зоне должны быть разнообразные игрушки, которые помогут малышам осуществить игровой замысел. Разрабатывая проект игрового уголка, педагогу нужно позаботиться о том, чтобы там были атрибуты в равной степени удовлетворяющие интересы и мальчиков, и девочек.
Слайд № 8. Условия мотивации
1. Не навязывать малышу своё видение пути решения игровой задачи. Так, например, если малыш складывает пазл, начиная с основной фигуры сюжета, не стоит настаивать на том, что удобнее сначала выложить детали рамки картинки.
2. Хвалить малышей за участие в игре.
3. Начиная со средней группы, все изменения правил по ходу игры согласовывать с детьми хотя бы на уровне согласия или несогласия сделать дополнительное задание или проработать тот или иной поворот сюжета. Это условие касается в основном игр подвижного характера и театрализованных забав.
Слайд № 9. Условия реализации
1. Творческий подход педагога. Взрослый должен обязательно прорабатывать материал исходя из запросов малышей. Например, используя на занятии игрушку в качестве мотивирующего приёма, лучше взять знакомого всем современным ребятам Лунтика, а Чебурашку оставить до следующего раза, предварительно показав малышам прекрасный советский мультфильм. Так у детей будет представление о персонаже, а педагогу не потребуется объяснять некоторым детям, что это за герой.
2. Выбор игр. Так, если в 3–4 года дети знакомятся с несколькими названиями овощей, фруктов, ягод, то на этапе введения нового материала не стоит давать ребятам дидактическое домино «Дары природы», в котором детям необходимо собрать в единую цепочку карточки с изображением стадии роста растения, плодом, способами его переработки. А вот на этапе закрепления материала эта игра будет очень уместна.
3. Ориентация на индивидуальные особенности детей. Прежде всего, это касается общего развития, темперамента ребят.
4. Учёт хронометража игры. Несоблюдение этого условия часто подводит педагогов, не умеющих правильно распределять время между этапами игровой деятельности. Важно выделить время на объяснение игры, не скомкать сам процесс и обязательно подвести итоги.
Слайд № 10. На сегодня остро стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели : то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях - перестало работать. Агрессия окружающей ребенка среды может привести к кризису игровой культуры. Многие дети совершенно не умеют играть, переносить действия с одного предмета на другой, использовать в игре предметы – заместители. У них наблюдается отсутствие организации игры и потребности играть со сверстником. Все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции. В детских играх стали просматриваться жестокость, агрессия, однообразные сюжеты.
Картинки с изображением современных игрушек
Слайд № 11. Детям нужно играть, учиться взаимодействовать, тогда они превратятся в адаптированных, коммуникабельных взрослых, способных помогать друг другу и взаимодействовать друг с другом.
Дошкольное детство должно быть радостным воспоминанием каждого ребенка. Принудительный труд – чтение, счет, письмо - все это придет к детям в свое время. А до семи лет, до начала школьной жизни ребенку нужно дать возможность наиграться.
В воспитании всё дело в том, кто воспитатель! - Д. Писарев