Ирина Булатова
«Зимние напевы». Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Зимние напевы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по изобразительной деятельности в подготовительной группе.
Задачи:
1. Развивать воображение, эстетическое восприятие, образные представления при рассматривании картины.
2. Показать синтез художественного слова, музыки и живописи.
Публикация «„Зимние напевы“, Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
3. Формировать образную и выразительную речь.
4. Стимулировать желание создать свой «зимний пейзаж» с помощью разных техник рисования.
5. Формировать творческие способности.
Методы и приемы:
1. Наглядные – демонстрация слайда, рассматривание.
2. Словесные – интригующее начало, беседа, рассказ, использование художественной литературы.
3. Практические – выполнение творческого задания, экспериментирование с художественными материалами, физминутка
Интеграции образовательной области «Художественное творчество» : «Познание», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность».
Материал для занятия:
- мультимедийная презентация с зимними пейзажами
- альбомный лист с готовым фоном
- набор гуашевых красок
- кисть
- стаканчик с водой
- салфетка
- ватная палочка
- соль
Предварительная работа: наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему, беседа с детьми на тему: «Какого цвета зима?», подготовка фона для предстоящей работы на предварительном занятии.
Тип непосредственно образовательная деятельность – итоговое.
Оборудование:
Ноутбук, проектор, презентация Microsoft PowerPoint на тему «Зима в красках художников», аудиозапись музыкальной пьесы С. Прокофьева «Утро», А. Вивальди (концерт «Зима», первая часть).
Ход занятия
1. Организационная часть
Дети проходят в изостудию. Педагог начинает занятие с чтения стихотворения А. Пушкина «Волшебница-Зима». Во время чтения звучит музыкальная пьеса С. Прокофьева «Утро».
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница - зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз.
И Рады мы
Проказам матушки- зимы.
Педагог. Ребята, вы прослушали стихотворение и музыкальное произведение. Музыка звучала таинственно и загадочно. Я, думаю, что каждый из вас уже догадался о каком времени года мы сегодня будем говорить.
Педагог. Хотите попасть в снежное царство.
Дети. Да хотим.
Педагог. А для этого нужно надеть наши шапки - невидимки и сказать волшебные слова:
Быстро шапку надевай,
Глаза крепко закрывай,
Вокруг себя повернись
И в лесу очутись.
Дети изображают, как они надевают шапки - невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова и отправляются в снежное царство. В это время педагог включает мультимедийную презентацию (слайд 1) с пейзажем. А. М. Васнецова «Зимний сон».
Педагог. Мы с вами попали в сказочный зимний лес. Снимите свои шапки – невидимки. Присаживайтесь на пенечки (стульчики).
Посмотрите на картину Васнецова «Зимний сон». Стихотворение, которое вы услышали очень подходит к этой картине. Скажите, какое состояние природы вы тут видите?
Дети. Спокойное, загадочное, сонное царство.
Педагог. Поэты, музыканты, художники изображают зимнюю природу в стихах, музыке, картинах. А вы хотите изобразить зимний пейзаж?
Дети. Да хотим.
Педагог. Мне очень хочется вам помочь в этом, предлагаю послушать отрывок из рассказа писателя Г. Скребицкого о волшебстве зимы.
Под музыку А. Вивальди (концерт «Зима», первая часть) педагог читает отрывок из рассказа «4 художника», писателя Г. Скребицкого.
«. Растянулась зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Заглянула зима в лес «уж его то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!».
Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей, нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела.
И на рябинку что на соседней опушке растет, белое покрывало натянула.
Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из - под белого одеяла виднеются.
Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!»
Педагог. Вот какую чудесную картину нарисовала зимушка - зима.
Представили какой пейзаж вы будете рисовать?
Дети. Да, представили.
Педагог. Тогда нам пора возвращаться обратно, надеваем свои шапки невидимки и говорим волшебные слова.
«Вокруг себя повернись и обратно возвратись»
Дети изображают, как они надевают шапки - невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова.
Педагог. Давайте перед работой немного разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре – пять –
В домик спрятались опять
Поочередно разгибают все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибают их в том же порядке
Дети подходят к столам на столах расположены художественные материалы.
Педагог. Сегодня мы с вами нарисуем - зимний пейзаж. Фон у вас уже готов, вы его приготовили заранее. Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, мы с вами добавили в наш фон немного теплых тонов. Назовите какие.
Дети. Розовые, сиреневые, желтые цвета,
Педагог. Ваша задача - подумать, какие деревья будут у вас в зимнем лесу. Как вы их расположите на рисунке?
Дети. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам. А потом дальние, которые будут казаться намного меньше.
Педагог. Вот вам подсказка как можно нарисовать то, или иное дерево.
Подойдите к столам, посмотрите и скажите какими материалами мы будем сегодня изображать зимний лес?
Дети. Сегодня мы будем рисовать гуашью, кисточкой, ватной палочкой.
2. практическая часть
В процессе работы педагог напоминает поэтапное рисование деревьев. Поощряет внесение в рисунок интересных дополнений. После того как дети нарисуют основную композицию, педагог обращается к детям.
Педагог. Ребята, в основном вы уже закончили свой рисунок, но мне кажется, что на ваших деревьях чего - то не хватает, и для этого я предлагаю вам новый способ рисования снега - солью.
Педагог предлагает изобразить снег на ветвях деревьев способом «примакивания». Затем, поверх влажной краски рисунок равномерно посыпать солью: соль впитает в себя краску, и опушка на деревьях приобретёт необычную структуру, как будто присыпана настоящим снегом.
Дети дополняют свои работы деталями: падающий снег, ягоды рябины – ватной палочкой, изморозь на деревьях – солью.
3. Итог занятия
Педагог. Ребята, с помощью чего мы сегодня рисовали, кроме кисточки.
Дети. Ватной папочкой, солью. (Дети выкладывают работы на стол в один ряд, оценивают их)
Педагог. Катя, с помощью чего ты изобразила на своем рисунке такой красивый снег? (с помощью соли)
Маша, как же у тебя получились такие красивые маленькие ягоды рябины? (я рисовала ягоды рябины ватной палочкой)
Костя, у тебя на рисунке очень тонкие веточки на деревьях, расскажи, чем ты их изобразил? (кончиком кисточки)
Педагог. Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Сейчас послушайте Катю она прочитает нам отрывок из стихотворения Ф. Тючева.
Катя читает стихотворение Ф. Тютчева под музыку П. Чайковского (1 симфония, 2 часть)
Чародейкою - Зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.