Наталия Михель
«Зима в творчестве классиков». Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание представления о синтезе искусств в изображении окружающей действительности.
Задачи:
• прививать любовь к классической музыке и живописи, к творчеству поэтов-классиков через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись).
• учить самостоятельно определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него;
• расширять музыкальный кругозор;
• совершенствовать умение играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах;
Публикация «„Зима в творчестве классиков“, Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Зимние поделки
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Старшая группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Темочки
• формировать способность соотносить музыкальное произведение с живописными полотнами, представлять конкретные визуальные образы при восприятии музыки;
• прививать любовь к русскому художественному слову;
• совершенствовать интонационную выразительность речи, её завершённость, чистоту и чёткость поставленных звуков; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.
Ход мероприятия
Звучит «Вальс» из кинофильма «Метель» Г. В. Свиридова.
Дети заходят в зал, рассаживаются на места.
Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я приглашаю вас посетить музыкально-литературную гостиную, посвящённую зиме.
Зима удивить собралась, раскрыть нам свою красоту!
В песец и парчу убралась, стыдливо прикрыв наготу.
В мохнатые шапки одев, пригорки, кусты и дома,
Деревья, как сказочных дев, укутала в шали зима.
В сиянии лунном горят, снежинки слетаются в круг.
Сверкает богатством наряд и всё замирает вокруг.
Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски. Давайте и мы поговорим сегодня о зиме, послушаем музыку о ней. Только самому внимательному слушателю она открывает свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки – и вы услышите то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок, а быть может, хрустальный звон капели…
Звучит пьеса Январь. У камелька.
Дети: Прозвучала пьеса «Январь. У камелька» композитора П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Ведущая: Конечно, ребята, эта музыка вам хорошо знакома. Давайте вспомним, почему этот цикл так называется? (Ответ детей).
Дети: Чайковский очень любил природу и изобразил звуками каждый месяц. Этот цикл он назвал: «Времена года».
Ведущая: А вот как описывали зимнюю красоту поэты.
Дети читают отрывки о зиме из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно, и смешно,
А мать грозит ему в окно. (слайды о зиме в сопровождении музыки Чайковского).
Ведущая: Ребята, вы сейчас на экране видели репродукции картин знаменитых художников, на которых изображена зима. Давайте попробуем с вами описать это время года. Какая бывает зима?
Дети: Холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, снежная…
Ведущая: Да, конечно, самая главная примета русской зимы – это снег. Именно благодаря ему это время года приобретает особую красоту, очарование. Вот как описал это явление природы поэт Н. А. Некрасов в своём стихотворении «Снежок».
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Весёлых белых мух.
Ведущая: Ребята, а какие звуки можно услышать зимой?
Дети: Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги.
Ведущая: Верно. А вот полёт лёгких воздушных снежинок невозможно услышать, зато можно придумать про это музыку. Но сначала давайте послушаем стихотворение Константина Бальмонта «Снежинка».
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Ведущиая: Сейчас мы услышим «Вальс снежных хлопьев». Как же зовут композитора, сочинившего это произведение?
Дети: П. И. Чайковский. Этот вальс из его балета «Щелкунчик».
Ведущая: Правильно, ребята! Мы не только услышим сказочную музыку, но и увидим этот фрагмент балета на экране.
«Вальс снежных хлопьев»
из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагмент)
Ведущая: Чудесная музыка Чайковского не может оставить равнодушным никого. Скажите, ребята, а у какого ещё композитора есть цикл «Времена года»?
Дети: У итальянского композитора Антонио Вивальди есть 4 концерта: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Ведущая: Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта «Зима».
Звучит 1 часть из концерта «Зима» А. Вивальди
Ведущая: Скажите, какая музыка по настроению?
Дети: Взволнованная, тревожная, вьюжная, беспокойная.
Ведущая: Верно. Сам композитор так написал об этой музыке :
«Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду.
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду.»
Я думаю, сюда подошло бы и стихотворение И. Никитина «Зашумела, разгулялась…»
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету.
Да удалому детине
Буря не забота:
Он проложит путь-дорогу,
Лишь была б охота.
Ведущая: После бури всегда наступает затишье. Как любили на Руси весё лые зимние забавы: игры в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами! Вы знаете, что значит «кататься на тройке»? Так называли коней, запряжённых вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали бубенчики, которые при быстрой езде звонко играли. Пётр Ильич Чайковский описал эту забаву с помощью музыки. Пьеса «Ноябрь» так и называется – «На тройке». Давайте украсим пьесу звучанием подходящих детских музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать.
Дети подготовительной группы выбирают бубенчики, бубен, металлофон, деревянные ложки. Импровизируют под грамзапись.
«Ноябрь. На тройке» П. И. Чайковского (слайд-фильм)
Ведущая: Мы сегодня с вами говорили о зиме, читали стихотворения, слушали музыку великих композиторов, смотрели произведения живописи. Все эти виды искусства – музыка, поэзия и живопись – рассказали нам об одном и том же времени года, но разными средствами. А какими, ребята?
Дети: Музыка с помощью звуков, поэзия с помощью литературного слова, а живопись с помощью красок.
Ведущая: Верно! Сегодня мы узнали, что различные виды искусства могут быть связаны между собой и что они способны изображать один и тот же образ разными выразительными средствами. А в заключение нашей музыкально-литературной гостиной я предлагаю спеть замечательную песню композитора Е. Крылатова «Три белых коня».
Песня о зиме по выбору музыкального руководителя