Елена Михайловна Иванова
«Женщина в православной церкви»
▼ Скачать +Заказ
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Введение.
2. Основнаячасть.
2.1. Роль женщины в служении церкви
2.2. Женщины-сестры милосердия и благотворительницы.
2.3. Роль женщины в православной церкви.
2.4. Женщины – образец православного супружества.
3. Заключение
4. Списоки с пользованных источников.
1. Введение.
Тема о роли женщины в православной церкви поднимается на протяжении всей истории христианства.
Публикация «„Женщина в православной церкви“» размещена в разделах
Христианство – единственная из мировых религий, уравнивающая мужчину и женщину пред Богом. Яркое свидетельство тому – Божья Матерь (Женщина, стоящая над всем Ангельским миром и Святыми. Через женщину–Еву–мир пал, и через женщину – Божью Матерь – мир спасся. (1)
Вопрос о роли женщины в Церкви поднимался многократно на протяжении всей истории христианства, начиная с самых первых десятилетий существования Церкви. Роль женщины в Церкви можно действительно назвать особой. Причем и в Церкви как институте, и в малой Церкви–семье. (2)
История даёт нам удивительные примеры женщин, которые очень многое сделали для Церкви – наши святые, помощницы, заступницы. (1) И роль женщины в церкви – действительно огромна. Вектор этой роли, её суть выразила жизнь Матери Божией. Это служение, и это материнство. (2) В первой части эссе я хочу рассказать о служении женщины в церкви. Вторая часть будет посвящена женщинам, Равноапостольным жёнам, первым мученицам и благотворительницам.
1. https://www.pravmir.ru/o-roli-zhenshhiny-v-cerkvi/
2. https://foma.ru/rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html
2. Основная часть.
2.1. Роль женщины в служении церкви.
Женщина и религия- это одно из самых противоречивых явлений во всей истории развития человечества. Безусловно в духовных аспектах всех существующих религий женское начало играет очень важную, а в некоторых конкретных случаях и определяющую роль. Ведь именно благодаря сочетанию мужского и женского начала появляется вся жизнь, всё сущее. Церковь всегда принимала женское служение однозначно: это дела милосердия, благотворительности, попечительства, что наиболее близко женской природе. Такое древнее понимание женского служения перешло и на Русь. Во всех известных житиях подвижниц преобладают дела над интеллектуальными занятиями. Ко времени Петровских реформ женщины в храме не трудились, оставив за собой область социального призрения, благотворительность - тайную и явную, рукоделие. В православии женщина принадлежит своей семье, детям, мужу. Ну и в последнюю очередь, конечно же самой себе, если у неё на это остаётся время и силы. Православной Церковью судьба женщины предопределена - рождение детей в муках и добросовестное послушание мужу. Такая догматическая точка зрения свойственна и современному православию. Православные жёны, стремясь всегда к прославлению Господа, особенно тщательно и с глубокой любовью готовятся сами и украшают церковь и свои дома на праздник Пасхи Христовой. Жертвуя празднику свои труды и любовь, верующие жёны соответственно и получают самые благодатные дары и милости от Воскресшего Христа.
2.2. Женщины-сестры милосердия и благотворительницы.
Окружающим тяжело принять выбор женщины - служение людям. Милость-это сопереживание и сострадание, сердечная жажда помочь нуждающемуся. Человек с милостивым сердцем становится духовно богат, и потому он более полно и ярко воспринимает жизнь.
«В 1775 году императрица Екатерина II учредила специальный Приказ общественного призрения для благотворительной деятельности». В 1775 году императрица Екатерина II учредила специальный Приказ общественного призрения для благотворительной деятельности.
Императрица Мария Федоровна, жена императора Павла I, стала поистине организатором дела благотворительности в России на государственном уровне. Сама мать девятерых детей, она все силы отдавала организации работы с детьми, прекрасно понимая ее важность.
Попечительство о слепых создала императрица Мария Александровна (супруга Александра II, мать Александра III и бабушка Николая II). Не имея возможности работать, все супруги российских императоров активно занимались благотворительностью.
В1906 году и супруга Николая II, Александра Федоровна, подключилась к благотворительной деятельности семьи, создав и возглавив попечительство домах трудолюбия и работных домах.
Широко известна благотворительная деятельность святой великой княгини. Среди православных русских женщин немало тех, кто решил посвятить свою жизнь служению людям. Это и царственные особы дома Романовых. Попечительство о слепых создала императрица Мария Александровна, супруга Александра II. Мария Александровна являлась покровителем Общества попечения о раненых и больных воинах, которое в последствии стало известным Российским обществом Красного Креста. Не имея возможности работать, все супруги российских императоров активно занимались благотворительностью. Среди замечательных русских женщин, стремившихся отдать себя служению России, была и младшая дочь императора Александра III, сестра императора Николая II –великая княгиня Ольга Александровна, чтобы увековечить память великой княгини Ольги Александровны в 1991 году её сыном Тихоном Николаевичем был создан –один из первых в постсоветской России– благотворительный фонд её имени».(1)
Известна благотворительной деятельностью святая великая княгиня Елизавета Фёдоровна. До своего пострижения в монашество она являлась попечительницей и председательницей Петровского благотворительного общества, убежища для слабых и выздоравливающих детей в Санкт-Петербурге, Царскосельского благотворительного общества, а в Москве – Елисаветинского благотворительного общества, Общества помощи слепым детям. Комитета сбора пожертвований в пользу голодающих. Княгиня Александра Петровна Романова (Ольденбургская) перед замужеством перешла в православную веру из лютеранской. Продолжая традицию благотворительности, она задумала организовать общину сестёр милосердия с больницей для малоимущих на Васильевском острове в Санкт-Петербурге (ныне Покровская больница). Княгиня целыми днями сама оказывала помощь нуждающимся. В 40 лет стала инвалидом после дорожно-транспортного происшествия, но, будучи прикованной к инвалидному креслу, продолжала заботиться о других. Позднее Александра Петровна переехала в Киев, где основала Покровский монастырь, при нём – приют и больницу, в которой лечили всех немощных. Для этой больницы было закуплено самое современное оборудование того времени, включая рентгеновский аппарат. Произошло чудо – Александра Петровна стала ходить: молитвы за других исцелили княгиню. Перед смертью княгиня приняла постриг под именем Анастасия. В 2009 г прославлена в лике преподобных, как местно чтимая святая Киевской епархии.
Говоря о женщинах в Православии, то вспоминаются образы женщин, причисленных к лику святых. Для петербуржцев это образ блаженной Ксении Петербургской, которая посвятила свою жизнь служению людям. Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга блаженная Ксения, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг. Погребена святая угодница в Петербурге на Смоленском кладбище, где при жизни помогала возводить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери. В 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Ксению Петербургскую причислили к лику святых. «Есть люди, существование которых заставляет верить в бога самых отъявленных атеистов. Смерть же этих людей часто подрывает веру даже у тех, кто до сих пор не сомневался. Потому что, как выразился кто-то из волонтеров: «чтобы восстановить гармонию после смерти Гали, много миллионов хороших людей должно одновременно родиться взамен».
Галя Чаликова – одна из основательниц и директор благотворительного фонда "Подари жизнь" – была именно таким человеком. От бессилия, когда не удавалось пристроить ребенка на сложный анализ из-за равнодушия чиновников от медицины. Плакала и молилась за всех, за каждого! Стены ее квартиры были в иконах, детских фотографиях и рисунках. Галя сама оказалась в больнице (онкология), она призналась мне, что только в этом году научилась молиться. «Но ты же молилась тогда, в Лондоне» - удивилась я. А она: «тогда я молилась за других, а в этом году попробовала молиться за других и за себя. За себя молиться очень трудно». С уходом Гали интернет, телевидение, газеты в разных уголках России взорвались сообщениями о горькой потере, воспоминаниями, благодарностями и молитвами за душу Человека, который без остатка посвятил себя детям больным раком.
«Их боль была ее болью, их страх был и ее страхом. Их путь стал и ее путем». 1. https://pravoslavie.ru/32790.html 2.https://www.ural.kp.ru/daily/25755.5/2741828/
2.3. Роль женщины в православной церкви
В Православии женское служение отличается от мужского и делится на группы: сестра милосердия, мать и монахиня. Роль женщины в церкви – служение и материнство. Женщина должна всем своим обликом являть ту глубину и красоту, которые скрыты в молчании. Женщины должны оказывать послушание, и, как говорит старец Паисий Святогорец, что за непослушание от женщины отходит благодать Божия. Всем известно, что для женщин существуют правила пребывания в церкви. Давайте же рассмотрим кратко каждое из них.
Правило 1 :«Женщинам в храме необходимо стоять отдельно от мужчин».
Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии в христианских церквях. А в Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма, где во время службы и стояли женщины. Внизу разрешалось стоять только мужчинам. Причины этого уходят в глубь веков. Миф о грехопадении, являющийся частью нашего культурного наследия, описывает женщину как пособницу Сатаны, которая была первой,кто обманул Адама, и в следствие греха женщины, человечество было наказано Богом. Вот потому и стоят раздельно мужчины и женщины «с подобием души» даже в современной церкви. И при этом церковники считают, что такое разделение женщин с мужчинами угодно богу.
Правило 2 : «Разговаривать в церкви женщине не позволено».
Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось. Из таких воззрений и складывалось отношение к женщине в Христианстве. Даже ответ Иисуса матери: "Кто ты, жено? И что у меня общего с тобою?" – звучит унизительно. Именно поэтому среди ближайших учеников Христа не оказалось ни одной женщины (Мария Магдалина, которую некоторые источники помещают то в среду учеников, то называют женой Иисуса, каноническими Евангелиями не подтверждаются). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века.
В Поместном соборе 1917-1918 годов, который допустил некоторые церковные инновации, женщины (включая монашествующих, хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса.
Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего Патриарха Алексия II. Однако все решения, включая и присутствие женщин, определяет епископат, который удерживает за собой канонически обоснованный контроль в проведении Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нём епископов.
Правило 3 : «Женщина не имеет права заходить в церковь с непокрытой головой». Женщина не должна заходить в храм с непокрытой головой, причём платок должен. Целиком и полностью покрывать волосы и закрывать уши, потому, что женщины красивыми волосами соблазняли мужчин, и они вместо молитвы смотрели на хорошеньких женщин и мысленно вводили себя в блуд! А если смотреть первопричину –попадё м в священное писание: «Оголить темя» женщины или распустить её причёску значило унизить или наказать её.
Правило 4 : «Женщина не может быть священником».
Дискуссия по поводу священства женщин продолжается в протестантских церквях Европы. Возведение женщин в духовный сан с правом совершения богослужения и отправления таинств, практикуется в Евангелической церкви Германии, в Евангелическо – лютеранской церкви Финляндии, Епископальной (англиканской) церкви в Англии, Швеции и Норвегии (лютеранство).
Правило 5 :«Женщина, после рождения ребёнка не имеет права входить в храм, так же в период критических дней».
Уставом предусмотрено 40-дневное очищение родильницы от нечистоты рождения, после чего над ней читается священником специальная "молитва жене – родильнице ". В этой молитве иерей просит Бога очистить женщину" от скверны телесной и скверны душевной". Только после этого мать может ходить в церковь и причащаться Святых Христовых тайн. Корни этого правила находятся в Ветхом завете, в котором существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека.
2.4. Женщины – образец православного супружества.
«Их жизнь — история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи».(1) «Праведных Богоотец Иоаким и Анна. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих».(2) «Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христианской семьи… В преклонном возрасте приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. (3) Сергей Александрович и Елизавета Федоровна Романовы. «Быть со своим супругом одной веры — это правильно»,-писала она своей бабушке королеве Виктории. «… «Я все время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь, и при-шла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь — принадлежать к одной Церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж…».(4) 1. https://foma.ru/uroki-petra-i-fevronii.html 2. https://www.calend.ru/holidays/0/0/2148/ 3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%B8_%D0%A4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F 4. https://foma.ru/elizaveta-fedorovna-i-sergey-aleksandrovich-romanovyi.html
3. Заключение.
Только лишь в христианстве – женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумия, терпения, способности рассуждать, мудрости. Именно в религии многие женщины находят самые главные ценностные ориентации, а Бог для них тем необходимым собеседником, к которому они могут обращаться во внутреннем диалоге. Каждая отдельно взятая женщина сейчас может выбирать, какую социальную роль ей выполнять, роль лидера или матери, возможно, сочетание этих двух ипостасей, что в полнее естественно. Значительную роль здесь сыграли решения Поместного Собора 1917–1918 гг. Для женщин в России стала открыта возможность получения высшего православного богословского образования. В 1927 году в России появилась первая женщина кандидат богословия (вторая, правда, смогла получить такую степень лишь более 70 лет спустя – в 2003 году). В 2010 году появилась первая в истории Русской Православной Церкви женщина, имеющая ученую степень доктора церковной истории. Для женщин стала открыта возможность административной работы, в том числе в православной высшей школе.
Я считаю, что роль женщины в Церкви есть та же, что и роль каждого христианина, независимо от пола, национальности. В силу индивидуальных дарований женщина может выбрать административное служение в Церкви, быть богословом, иконописцем или начальником хора – но всё это лишь внешние выражения некоторых аспектов жизни христианина. Все эти процессы свидетельствуют о том, что всегда исторически высокая роль женщин в развитии церковной жизни, с ходом развития общественных отношений может принимать новые формы, которые при условии отсутствия в них принципиальных противоречий с церковной традицией, занимают свое достойное место в Церкви, способствуя расширению ее общественной миссии.
«Самое главное для человека- сохранить связь с Богом, верно понимать, Кто Он и Какой Он, а чтобы душа питалась и укреплялась- участвовать в Таинствах церковных…Это главное, что Вам нужно».[3]
Что значит женщина в миру?
Жена иль мать, а может сёстры?
Твой путь никто не может предсказать:
Спокоен, безмятежен иль бушуют бури…
Лишь Бог один направит верною дорогой,
Даст Силы, Веру в Светлый день,
Укроет ласковой ладонью И успокоит душу радостью навек.
(Курова С. Г.)
4. Список использованных источников.
1. Воробьева М. В. Женский образ верховного божества в формировании традиций и стереотипов //Общество в гендерной перспективе. - Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого,2002.
2.«Роль женщины в православной церкви» Журнал «Фома» №4 (48) апрель 2007
[Электронный ресурс]. Адрес:https://foma.ru/rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html
3. Диакон А. Кураев. Женщина в церкви. https://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/kuraev/k/j49.html
4. Евдокимов П. Н. Женщина и спасение мира / П. Н. Евдокимов. - Минск: Лучи Софии,1999г.
5. Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин [Электронный ресурс] https://www.pravmir.ru/mesto-zhenshhiny-v-pravoslavnoj-cerkvi-i-vopros-o-xirotonii-zhenshhin/Эссэ на тему «Женщина вправославной церкви».