Папки-передвижки

«Женщина в православной церкви»

Елена Михайловна Иванова
«Женщина в православной церкви»
▼ Скачать + Заказать документы

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Введение.

2. Основнаячасть.

2.1. Роль женщины в служении церкви

2.2. Женщины-сестры милосердия и благотворительницы.

2.3. Роль женщины в православной церкви.

2.4. Женщины – образец православного супружества.

3. Заключение

4. Списоки с пользованных источников.

1. Введение.

Тема о роли женщины в православной церкви поднимается на протяжении всей истории христианства.

Публикация «„Женщина в православной церкви“» размещена в разделах

Христианство – единственная из мировых религий, уравнивающая мужчину и женщину пред Богом. Яркое свидетельство тому – Божья Матерь (Женщина, стоящая над всем Ангельским миром и Святыми. Через женщину–Еву–мир пал, и через женщину – Божью Матерь – мир спасся. (1)

Вопрос о роли женщины в Церкви поднимался многократно на протяжении всей истории христианства, начиная с самых первых десятилетий существования Церкви. Роль женщины в Церкви можно действительно назвать особой. Причем и в Церкви как институте, и в малой Церкви–семье. (2)

История даёт нам удивительные примеры женщин, которые очень многое сделали для Церкви – наши святые, помощницы, заступницы. (1) И роль женщины в церкви – действительно огромна. Вектор этой роли, её суть выразила жизнь Матери Божией. Это служение, и это материнство. (2) В первой части эссе я хочу рассказать о служении женщины в церкви. Вторая часть будет посвящена женщинам, Равноапостольным жёнам, первым мученицам и благотворительницам.

1. https://www.pravmir.ru/o-roli-zhenshhiny-v-cerkvi/

2. https://foma.ru/rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html

2. Основная часть.

2.1. Роль женщины в служении церкви.

Женщина и религия- это одно из самых противоречивых явлений во всей истории развития человечества. Безусловно в духовных аспектах всех существующих религий женское начало играет очень важную, а в некоторых конкретных случаях и определяющую роль. Ведь именно благодаря сочетанию мужского и женского начала появляется вся жизнь, всё сущее. Церковь всегда принимала женское служение однозначно: это дела милосердия, благотворительности, попечительства, что наиболее близко женской природе. Такое древнее понимание женского служения перешло и на Русь. Во всех известных житиях подвижниц преобладают дела над интеллектуальными занятиями. Ко времени Петровских реформ женщины в храме не трудились, оставив за собой область социального призрения, благотворительность - тайную и явную, рукоделие. В православии женщина принадлежит своей семье, детям, мужу. Ну и в последнюю очередь, конечно же самой себе, если у неё на это остаётся время и силы. Православной Церковью судьба женщины предопределена - рождение детей в муках и добросовестное послушание мужу. Такая догматическая точка зрения свойственна и современному православию. Православные жёны, стремясь всегда к прославлению Господа, особенно тщательно и с глубокой любовью готовятся сами и украшают церковь и свои дома на праздник Пасхи Христовой. Жертвуя празднику свои труды и любовь, верующие жёны соответственно и получают самые благодатные дары и милости от Воскресшего Христа.

2.2. Женщины-сестры милосердия и благотворительницы.

Окружающим тяжело принять выбор женщины - служение людям. Милость-это сопереживание и сострадание, сердечная жажда помочь нуждающемуся. Человек с милостивым сердцем становится духовно богат, и потому он более полно и ярко воспринимает жизнь.

«В 1775 году императрица Екатерина II учредила специальный Приказ общественного призрения для благотворительной деятельности». В 1775 году императрица Екатерина II учредила специальный Приказ общественного призрения для благотворительной деятельности.

Императрица Мария Федоровна, жена императора Павла I, стала поистине организатором дела благотворительности в России на государственном уровне. Сама мать девятерых детей, она все силы отдавала организации работы с детьми, прекрасно понимая ее важность.

Попечительство о слепых создала императрица Мария Александровна (супруга Александра II, мать Александра III и бабушка Николая II). Не имея возможности работать, все супруги российских императоров активно занимались благотворительностью.

В1906 году и супруга Николая II, Александра Федоровна, подключилась к благотворительной деятельности семьи, создав и возглавив попечительство домах трудолюбия и работных домах.

Широко известна благотворительная деятельность святой великой княгини. Среди православных русских женщин немало тех, кто решил посвятить свою жизнь служению людям. Это и царственные особы дома Романовых. Попечительство о слепых создала императрица Мария Александровна, супруга Александра II. Мария Александровна являлась покровителем Общества попечения о раненых и больных воинах, которое в последствии стало известным Российским обществом Красного Креста. Не имея возможности работать, все супруги российских императоров активно занимались благотворительностью. Среди замечательных русских женщин, стремившихся отдать себя служению России, была и младшая дочь императора Александра III, сестра императора Николая II –великая княгиня Ольга Александровна, чтобы увековечить память великой княгини Ольги Александровны в 1991 году её сыном Тихоном Николаевичем был создан –один из первых в постсоветской России– благотворительный фонд её имени».(1)

Известна благотворительной деятельностью святая великая княгиня Елизавета Фёдоровна. До своего пострижения в монашество она являлась попечительницей и председательницей Петровского благотворительного общества, убежища для слабых и выздоравливающих детей в Санкт-Петербурге, Царскосельского благотворительного общества, а в Москве – Елисаветинского благотворительного общества, Общества помощи слепым детям. Комитета сбора пожертвований в пользу голодающих. Княгиня Александра Петровна Романова (Ольденбургская) перед замужеством перешла в православную веру из лютеранской. Продолжая традицию благотворительности, она задумала организовать общину сестёр милосердия с больницей для малоимущих на Васильевском острове в Санкт-Петербурге (ныне Покровская больница). Княгиня целыми днями сама оказывала помощь нуждающимся. В 40 лет стала инвалидом после дорожно-транспортного происшествия, но, будучи прикованной к инвалидному креслу, продолжала заботиться о других. Позднее Александра Петровна переехала в Киев, где основала Покровский монастырь, при нём – приют и больницу, в которой лечили всех немощных. Для этой больницы было закуплено самое современное оборудование того времени, включая рентгеновский аппарат. Произошло чудо – Александра Петровна стала ходить: молитвы за других исцелили княгиню. Перед смертью княгиня приняла постриг под именем Анастасия. В 2009 г прославлена в лике преподобных, как местно чтимая святая Киевской епархии.

Говоря о женщинах в Православии, то вспоминаются образы женщин, причисленных к лику святых. Для петербуржцев это образ блаженной Ксении Петербургской, которая посвятила свою жизнь служению людям. Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга блаженная Ксения, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг. Погребена святая угодница в Петербурге на Смоленском кладбище, где при жизни помогала возводить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери. В 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Ксению Петербургскую причислили к лику святых. «Есть люди, существование которых заставляет верить в бога самых отъявленных атеистов. Смерть же этих людей часто подрывает веру даже у тех, кто до сих пор не сомневался. Потому что, как выразился кто-то из волонтеров: «чтобы восстановить гармонию после смерти Гали, много миллионов хороших людей должно одновременно родиться взамен».

Галя Чаликова – одна из основательниц и директор благотворительного фонда "Подари жизнь" – была именно таким человеком. От бессилия, когда не удавалось пристроить ребенка на сложный анализ из-за равнодушия чиновников от медицины. Плакала и молилась за всех, за каждого! Стены ее квартиры были в иконах, детских фотографиях и рисунках. Галя сама оказалась в больнице (онкология), она призналась мне, что только в этом году научилась молиться. «Но ты же молилась тогда, в Лондоне» - удивилась я. А она: «тогда я молилась за других, а в этом году попробовала молиться за других и за себя. За себя молиться очень трудно». С уходом Гали интернет, телевидение, газеты в разных уголках России взорвались сообщениями о горькой потере, воспоминаниями, благодарностями и молитвами за душу Человека, который без остатка посвятил себя детям больным раком.

«Их боль была ее болью, их страх был и ее страхом. Их путь стал и ее путем». 1. https://pravoslavie.ru/32790.html 2.https://www.ural.kp.ru/daily/25755.5/2741828/

2.3. Роль женщины в православной церкви

В Православии женское служение отличается от мужского и делится на группы: сестра милосердия, мать и монахиня. Роль женщины в церкви – служение и материнство. Женщина должна всем своим обликом являть ту глубину и красоту, которые скрыты в молчании. Женщины должны оказывать послушание, и, как говорит старец Паисий Святогорец, что за непослушание от женщины отходит благодать Божия. Всем известно, что для женщин существуют правила пребывания в церкви. Давайте же рассмотрим кратко каждое из них.

Правило 1 :«Женщинам в храме необходимо стоять отдельно от мужчин».

Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии в христианских церквях. А в Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма, где во время службы и стояли женщины. Внизу разрешалось стоять только мужчинам. Причины этого уходят в глубь веков. Миф о грехопадении, являющийся частью нашего культурного наследия, описывает женщину как пособницу Сатаны, которая была первой,кто обманул Адама, и в следствие греха женщины, человечество было наказано Богом. Вот потому и стоят раздельно мужчины и женщины «с подобием души» даже в современной церкви. И при этом церковники считают, что такое разделение женщин с мужчинами угодно богу.

Правило 2 : «Разговаривать в церкви женщине не позволено».

Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось. Из таких воззрений и складывалось отношение к женщине в Христианстве. Даже ответ Иисуса матери: "Кто ты, жено? И что у меня общего с тобою?" – звучит унизительно. Именно поэтому среди ближайших учеников Христа не оказалось ни одной женщины (Мария Магдалина, которую некоторые источники помещают то в среду учеников, то называют женой Иисуса, каноническими Евангелиями не подтверждаются). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века.

В Поместном соборе 1917-1918 годов, который допустил некоторые церковные инновации, женщины (включая монашествующих, хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса.

Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего Патриарха Алексия II. Однако все решения, включая и присутствие женщин, определяет епископат, который удерживает за собой канонически обоснованный контроль в проведении Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нём епископов.

Правило 3 : «Женщина не имеет права заходить в церковь с непокрытой головой». Женщина не должна заходить в храм с непокрытой головой, причём платок должен. Целиком и полностью покрывать волосы и закрывать уши, потому, что женщины красивыми волосами соблазняли мужчин, и они вместо молитвы смотрели на хорошеньких женщин и мысленно вводили себя в блуд! А если смотреть первопричину –попадё м в священное писание: «Оголить темя» женщины или распустить её причёску значило унизить или наказать её.

Правило 4 : «Женщина не может быть священником».

Дискуссия по поводу священства женщин продолжается в протестантских церквях Европы. Возведение женщин в духовный сан с правом совершения богослужения и отправления таинств, практикуется в Евангелической церкви Германии, в Евангелическо – лютеранской церкви Финляндии, Епископальной (англиканской) церкви в Англии, Швеции и Норвегии (лютеранство).

Правило 5Женщина, после рождения ребёнка не имеет права входить в храм, так же в период критических дней».

Уставом предусмотрено 40-дневное очищение родильницы от нечистоты рождения, после чего над ней читается священником специальная "молитва жене – родильнице ". В этой молитве иерей просит Бога очистить женщину" от скверны телесной и скверны душевной". Только после этого мать может ходить в церковь и причащаться Святых Христовых тайн. Корни этого правила находятся в Ветхом завете, в котором существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека.

2.4. Женщины – образец православного супружества.

«Их жизнь — история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи».(1) «Праведных Богоотец Иоаким и Анна. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих».(2) «Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христианской семьи… В преклонном возрасте приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. (3) Сергей Александрович и Елизавета Федоровна Романовы. «Быть со своим супругом одной веры — это правильно»,-писала она своей бабушке королеве Виктории. «… «Я все время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь, и при-шла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь — принадлежать к одной Церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж…».(4) 1. https://foma.ru/uroki-petra-i-fevronii.html 2. https://www.calend.ru/holidays/0/0/2148/ 3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%B8_%D0%A4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F 4. https://foma.ru/elizaveta-fedorovna-i-sergey-aleksandrovich-romanovyi.html

3. Заключение.

Только лишь в христианстве – женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумия, терпения, способности рассуждать, мудрости. Именно в религии многие женщины находят самые главные ценностные ориентации, а Бог для них тем необходимым собеседником, к которому они могут обращаться во внутреннем диалоге. Каждая отдельно взятая женщина сейчас может выбирать, какую социальную роль ей выполнять, роль лидера или матери, возможно, сочетание этих двух ипостасей, что в полнее естественно. Значительную роль здесь сыграли решения Поместного Собора 1917–1918 гг. Для женщин в России стала открыта возможность получения высшего православного богословского образования. В 1927 году в России появилась первая женщина кандидат богословия (вторая, правда, смогла получить такую степень лишь более 70 лет спустя – в 2003 году). В 2010 году появилась первая в истории Русской Православной Церкви женщина, имеющая ученую степень доктора церковной истории. Для женщин стала открыта возможность административной работы, в том числе в православной высшей школе.

Я считаю, что роль женщины в Церкви есть та же, что и роль каждого христианина, независимо от пола, национальности. В силу индивидуальных дарований женщина может выбрать административное служение в Церкви, быть богословом, иконописцем или начальником хора – но всё это лишь внешние выражения некоторых аспектов жизни христианина. Все эти процессы свидетельствуют о том, что всегда исторически высокая роль женщин в развитии церковной жизни, с ходом развития общественных отношений может принимать новые формы, которые при условии отсутствия в них принципиальных противоречий с церковной традицией, занимают свое достойное место в Церкви, способствуя расширению ее общественной миссии.

«Самое главное для человека- сохранить связь с Богом, верно понимать, Кто Он и Какой Он, а чтобы душа питалась и укреплялась- участвовать в Таинствах церковных…Это главное, что Вам нужно».[3]

Что значит женщина в миру?

Жена иль мать, а может сёстры?

Твой путь никто не может предсказать:

Спокоен, безмятежен иль бушуют бури…

Лишь Бог один направит верною дорогой,

Даст Силы, Веру в Светлый день,

Укроет ласковой ладонью И успокоит душу радостью навек.

(Курова С. Г.)

4. Список использованных источников.

1. Воробьева М. В. Женский образ верховного божества в формировании традиций и стереотипов //Общество в гендерной перспективе. - Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого,2002.

2.«Роль женщины в православной церкви» Журнал «Фома» №4 (48) апрель 2007

[Электронный ресурс]. Адрес:https://foma.ru/rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html

3. Диакон А. Кураев. Женщина в церкви. https://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/kuraev/k/j49.html

4. Евдокимов П. Н. Женщина и спасение мира / П. Н. Евдокимов. - Минск: Лучи Софии,1999г.

5. Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин [Электронный ресурс] https://www.pravmir.ru/mesto-zhenshhiny-v-pravoslavnoj-cerkvi-i-vopros-o-xirotonii-zhenshhin/Эссэ на тему «Женщина вправославной церкви».

Публикации по теме:

Я — женщина, мама, бабушка! Моё продолжение во внукахЯ — женщина, мама, бабушка! Моё продолжение во внуках Девушки, женщины, мамы, бабушки…эти слова не просты! В них кроется очень много, эти слова содержат в себе особый смысл, каждое слово - ступень,.

«Тут — уютный дворик, здесь — церкви купола…» Фотопрогулка по Москве«Тут — уютный дворик, здесь — церкви купола…» Фотопрогулка по Москве Каждый год перед началом учебного года я всегда стараюсь пройтись по Московским улицам, что бы в начале сентября на День города рассказать.

Ты — женщина, и этим ты прекраснаТы — женщина, и этим ты прекрасна Несколько ярких лучей солнца, все чарующие краски зари, задумчивая грусть луны, красота лебедя, игривость котёнка, грациозность стрекозы,.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Фотоотчёт об отчетном концерте Саваслейской православной школыФотоотчёт об отчетном концерте Саваслейской православной школы Здравствуйте, дорогие гости. Сегодня дети православной школы приглашают вас на концерт. Они собрались здесь, чтобы прославить Господа.

Городской конкурс «Женщина года»Городской конкурс «Женщина года» 3 марта накануне Международного женского дня в Молодежном центре второй год подряд был организован конкурс "Женщина года", инициированный.

Макет церкви из бросового материалаМакет церкви из бросового материала Приближается самый главный праздник христиан - Пасха. Каждый год во всех садах страны в преддверии этого праздника проходят всевозможные.

Неделя православной книгиНеделя православной книги В рамках празднования Дня православной книги 14 марта, в детском саду "Улыбка" проводили ряд мероприятий. Ребята из старшей подготовительной.

Неделя Православной книги в детском садуНеделя Православной книги в детском саду Неделя Православной книги в детском саду. Есть чудо на земле с названьем дивным – книга! Великой красоты и сложности предел, Животворящий.

Правила для православной детворыПравила для православной детворы Правила для православной детворы. 1. Только солнышко проснулось, Нам в кроватку улыбнулось. Как с кровати свесим ноги, Сразу скажем: "Слава.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Женщина в православной церкви»
Опубликовано: 11 июня 2023 в 14:32
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Женщина в православной церкви»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Михайловна Иванова (УИ 3017411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД