Гуля Хабиева
«Зеленый свет». Педагогический проект по обучению дошкольников правилам дорожного движения. Долгосрочный, коллективный.
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Безопасность жизни наших детей - является нашей важнейшей задачей взрослых. Всем нам хочется видеть детей счастливыми и здоровыми. Поэтому безопасность их жизнедеятельности занимает первостепенное значение. Каждому родителю хочется верить, что с его ребенком ничего страшного на дороге не случится. Однако в современном мире не приходится уповать на случай. С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается и количество дорожных происшествий : по статистике каждой десятой жертвой дорожно-транспортного происшествия становится ребенок, и особенно много случаев летом — в каникулы. Чаще это связано с невыполнением правил дорожного движения. Ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Все мы живем в обществе, в котором необходимо соблюдать ряд тех или иных правил. И, безусловно, правил поведения в дорожно-транспортной обстановке. Детский травматизм. Сколько боли и жалости в этом словосочетании. На ум приходят лишь слова: «Если бы…. перешел, где положено. Если бы…. не поспешил…». Однако, дорога не терпит сослагательного наклонения. Малейшее несоблюдение тех или иных правил на дороге, влекут за собой ряд тяжелых последствий.
Публикация «„Зеленый свет“, Педагогический проект по обучению дошкольников правилам дорожного движения, Долгосрочный, коллективный,» размещена в разделах
- ПДД. ИЗО, поделки, рисование
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- ПДД. Стенгазеты, коллективные работы
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Однако дети дошкольного возраста представляют собой особую категорию пешеходов. В связи с возрастными особенностями, особенностью психо-физического развития, дети иначе воспринимают окружающую действительность. Во многом окружающую действительность они воспринимают сквозь призму своего «детского мира». Они хуже ориентируются в пространстве, зачастую недооценивают возможную угрозу, они импульсивны и непредсказуемы. Поэтому на нас, на взрослых, лежит огромная ответственность за наших детей, за их становление как участников дорожного движения. Так как мы являемся эталоном поведения для детей. Дословная трактовка правил поведения на дороге им чужда, и редко усваивается в полном объеме.
В связи с наглядно-образным мышлением данной возрастной категории детей, необходимо в рутинное заучивание «скучных» правил привнести элементы игры. Так как - игра, является важнейшим видом познавательной деятельности у детей.
Несомненно, что воспитание ребенка начинается в семье, поэтому важнейшим фактором приобщения детей к этике дорожно-транспортного поведения, являются - родители. Важнейшим элементом обучения также является и личный пример родителей. Однако родители не всегда способны профессионально, с учетом возрастных особенностей детей, подойти к обучению азам правил дорожного движения.
Однако к процессу обучения нельзя подходить однобоко. Подготовка «юного пешехода» должна протекать в комплексе. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольное учреждение, а в дальнейшем и другие образовательные институты. Учитывая важность работы в данном направлении, и тот факт, что сад является первичной ступенью в системе непрерывного образования, в личностном становлении ребенка. Для более эффективного результата в ходе реализации проекта составляются два перспективных плана - что должен знать воспитатель; что должен знать ребенок. Коллектив сада №11 «Машенька», совместно с родителями уделяет особое внимание обучению и подготовке «юных пешеходов», тем самым реализуя программу «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н. Е. по разделу «Безопасность». Регулярно проводится личное общение с инспекторами пропаганды безопасности дорожного движения, проводятся открытые показы мультимедийных проектов, адаптированные возрастным особенностям детей, образовательная деятельность по соответствующей тематике.
В рамках работы в этом направлении был создан данный долгосрочный, совместный с родителями проект «Зеленый свет».
2. Участники проекта : воспитатели, родители, дети и сотрудники сада.
3. Срок реализации: 2012-2014гг.
4. Тип проекта : коллективный, долгосрочный.
5. Создание проблемы: Внимателен ли ребенок, оказавшись на улице? Способен ли ребенок рационально и своевременно применять полученные знания об улице, и правилах поведения на ней?
6. Поэтому основными целями проекта являются :
• формирование у детей элементарных навыков безопасного поведения на улице.
• Закреплять знания о видах транспорта, о специальном транспорте.
• Закреплять знания о назначении светофора.
• Знакомство с основными дорожными знаками.
• Получение знаний о работе инспектора ГИБДД.
• Учить разграничивать проезжую часть и тротуар.
• Закреплять знания о правилах дорожного движения.
• Расширять представления специальном транспорте.
7. Задачи проекта :
Дать представление о светофоре, как важнейшем атрибуте дорожно-транспортного движения.
Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Расширять представления о проезжей части улицы.
Ознакомление и закрепление знаний о предупреждающих и запрещающих знаках.
Осознание детьми себя, как непосредственными участниками дорожного движения.
Обогащение лексикона дошкольников. Использование в речи «дорожной терминологии».
Закрепление правил поведения в общественных местах.
8. Прогнозируемые результаты:
Средний возраст 4-5 лет.
Закрепление таких понятий как «пешеходный переход», «проезжая часть», «одностороннее и двухстороннее движение».
Расширение знаний о переходах - подземном и наземном.
Обогащение знаний о транспорте.
Имеет представление о том, что для общественного транспорта есть спец. отведенное место – остановка.
Различает и называет специальные виды транспорта («Полиция», «Скорая помощь», «Пожарная»).
Знает элементарные правила поведения в общественных местах.
Понимает значения сигналов светофора.
Имеет представление об основных дорожных знаках.
Старший дошкольный возраст 5-7 лет.
Знает и применяет элементарные правила поведения в общественных местах.
Знает и объясняет назначение специального вида транспорта.
Узнаёт и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Подземный и наземный переходы», «Остановка общественного транспорта», «Пункта медицинской помощи».
Соблюдает правила поведения в природе.
Расширение представлений о деятельности инспектора ГИБДД.
Полное владение соответствующей дорожной терминологией (проезжая часть, автомобиль, пешеходный переход, перекресток и т. д)
Расширение знаний о работе регулировщика.
Знает и различает дорожные знаки- «запрещающие», «предупреждающие».
Актуальность проекта состоит в том, что первым внесемейным социальным институтом, в который попадает ребенок является –детский сад. Поэтому дальнейшее развитие ребенка зависит от грамотности педагогов, их совместной работы с родителями. Ведь как бы грамотно ни были выстроены принципы воспитания и обучения в саду, без постоянной поддержки и взаимодействия родителей, все усилия окажутся тщетными.
Данный проект создан в виду актуальности обеспечения безопасности дошкольников на улицах города.
В проекте отражена систематическая разноплановая работа, использование творческих форм и методов воспитания, просвещение и привлечение родителей, разнообразная досугова деятельность детей. Комплексное решение вопросов – важнейшее условие формирование устойчивого навыка безопасного поведения на дороге. Новизна проекта. Система деятельности МБДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап.
Формирование целей и задач проекта.
Сбор необходимого материала.
Беседа с родителями, вовлечение их в суть проекта.
Создание условий для обучения дошкольников правилам дорожного движения.
II. Основной этап.
Подбор необходимого дидактического материала, с учетом выбранного алгоритма проекта.
Разработка перспективного плана для всех возрастных категорий детей.
Организация совместной деятельности родителей и воспитателей.
Разработка непрерывной образовательной деятельности, целевых прогулок, досуга и развивающих игр.
Оформление стенда по ПДД творческими работами детей.
Оформление папок-передвижек соответствующей тематике информацией.
Подбор соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей дидактических и сюжетно-ролевых игр.
«Творческая мастерская» - приобщение родителей к выполнению совместных творческих заданий.
III. Заключительный этап.
Презентация проекта «зеленый свет».
Подведение итогов.
10. Перспективный план реализации проекта «Зеленый свет».
Средний дошкольный возраст.
Беседа. Наблюдение и экскурсии.
Игра
Чтение художественной литературы. Консультации для родителей.
НОД
Сентябрь 2012г. Что такое транспорт?
Беседа: Что называют транспортом?
Наблюдение за машинами, находящимися около сада. Д\и «Угадай транспорт». Сюжетно-ролевая\и «Шофёры». А. А. Усачев «Правила дорожного движения».
Папка-передвижка по ПДД. ЦКМ. «Какие бывают машины?»
Октябрь 2012г. Улицы нашего города.
Знакомство с понятием улица, перекресток.
Целевая прогулка по улице, на которой расположен детский сад. Д\и «Играй да смекай».
П\и «Водитель и пешеходы». Я. Пишумов «Песенка о правилах», А. А. Усачев «Случай на дороге».
Консультация «О чем беседовать с детьми на прогулке».
Рисование «Наша улица».
Ноябрь 2012г. Виды транспорта.
Беседа: Виды транспорта. (легковой, грузовой). Знакомство со специальным транспортом. Наблюдение за грузовой машиной, доставляющей продукты в сад.
Д\и «Дорожные знаки».
П\и «Ловкий пешеход»
С. Михалков «Моя улица».
Просмотр тематических мультфильмов- «Азбука безопасности тетушки Совы».
Оформление родительского уголка материалом по теме «Ребенок и дорога». Познавательно-конструктивная НОД «Машина».
Декабрь 2012г. Страж порядка –светофор!
Беседа на тему: Для чего нужен светофор?
Наблюдаем за светофором на перекрестке. Игра малой подвижности «Сигналы светофора».
Д\и «Светофор». Н. С. Носов «Автомобиль».
«Веселый светофор».
Консультация «ГИБДД информирует».
Аппликация. «Светофор».
Январь 2013г. Я-пешеход!
Беседа на тему: «Дорога- не место для игр».
Наблюдение за пешеходами. П\и «Красный, зеленый, желтый».
М. Дружинина «Наш друг светофор». Рассматривание иллюстраций улиц и перекрестков.
Папка-передвижка.
Февраль 2013г. Правила поведения в общественном транспорте.
Для чего нужен автобус?
Наблюдение за общественным транспортом. Игра малой подвижности «веселый жезл».
Д\и «Транспорт». А. А. Усачев «Уступайте в транспорте», «Случай в автобусе».
Консультация «О поведении в общественном транспорте».
Рисование «Веселый автобус»
Март 2013г. Специальные машины.
Беседа «Если вдруг беда случится – к нам спецтранспорт мчится». Наблюдение за транспортом вокруг сада. Д\и «сложи целое», творческая игра «Фантазеры»- придумать свой собственный знак.
С-р\и «Шоферы». Иванова И. «Азбука безопасности».
Консультация «Воспитываем пешехода». Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам.
Апрель 2013г. По дороге в детский сад.
Беседа «Дом- детский сад» Приучать внимательно наблюдать за маршрутом передвижения от дома до сада. С-р\и «Машина и пешеходы». М. Пляцковский «Стоп, машины!».
Консультация «Улица требует к себе уважения».
Май 2013 Зеленый свет.
Выученные правила, друзья, забывать нам никак нельзя! Целевая прогулка к пешеходному переходу. П\и «Найди свой цвет», Д\и «Мы-водители». С. Михалков «Скверная история», А. Дмоховский «Азбука безопасности».
Подготовка совместного коллажа из рисунков родителей и детей.
11. Перспективный план реализации проекта «Зеленый свет».
Старший дошкольный возраст 5-7 лет.
Беседа.
Наблюдение\ Экскурсия.
Игра
Чтение художественной литературы. Консультации для родителей.
НОД
Сентябрь 2013г. Дорожные знаки.
Беседа «Знакомство с дорожными знаками»
Целевая прогулка к дороге.
Д\и «Веселый светофор».
П\и «красный, желтый, зеленый».
Н. Носов «Автомобиль».
Оформление родительского уголка новым материалом.
Рисование «Дорожные знаки».
Октябрь 2013г. Виды транспорта.
Знакомство с видами транспорта (воздушный, водный, подводный, наземный и т. д).
Наблюдение на прогулке за транспортом вокруг сада. Д\и «Виды транспорта».
С-р\и «Трамвай».
Рассматривание картин «Виды транспорта».
А. Дорохов «Подземный ход». Консультация «Правила поведения на улице». Аппликация «Машины везут урожай с поля».
Ноябрь 2013г. Знакомство с метро.
Беседа 2Для чего нужно метро?»
Рассматривание картин с изображением метро.
П\и «Ловкий пешеход».
Д\и «Угадай транспорт»
А. Дорохов «Подземный ход».
Консультации «Ребенок и дорога».
Декабрь 2013г. Зимние забавы и дорога.
Беседа : «Играем на улице зимой».
Наблюдение за состоянием дорожного покрытия зимой.
П\и «Зимние забавы».
Д\и «Угадай, какой знак?» Чтение и рассматривание Большой энциклопедии дошкольника. Под ред. Костраба И, Е. Пахомова.
Консультация «Профилактика детского травматизма на дорогах».
Январь 2014г. Внимательный пешеход.
Беседа «Для чего нужно знать ПДД?». Составление кроссвордов по соответствующей тематике. Наблюдение –прогулка «Знакомство с улицей». Д\и «Веселый светофор»
И\м-п «Веселый жезл». А. Северный «Светофор». Загадки по ПДД.
Оформление родительского уголка «Улица-не место для игр».
Февраль 2014г. Автобусная остановка.
Правила поведения на остановке. Целевая прогулка к ближайшей остановке. Д\и «Дорожные знаки». Крупные напольные пазлы «Дорога». А. Вайнер «Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса или трамвая».
Консультация «Как вести себя в общественном транспорте».
Март 2014г. Безопасность на дороге.
Закрепить знания о «запрещающих» и «предупреждающих» знаках. Совместное наблюдение с родителями за дорожными знаками по дороге в детский сад. П\и «Перекресток», Д\и «Дорожные знаки». Чтение произведений С. Михалкова и В. Сергеева.
Совместная творческая деятельность. «Улица, на которой я живу».(рисунки)
Апрель 2014г. Наблюдение за работой регулировщика.
Знакомство с работой регулировщика. Целевая прогулка к перекрестку. Д\и «Что такое перед нами?», «Кто больше назовет дорожных знаков». Просмотр тематических медиа-проектов «Азбука безопасности.
С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер».
Оформление родительского уголка. Анкетирование для родителей.
Май 2014г. Посвящение в пешеходы.
Беседа на тему : Осторожно, лето! Наблюдение за пешеходами. Д\и «Четвертый лишний».
П\и «Гараж». И\м-п «Дороожное-недорожное» О. Чусовитина «Светофор», А. А. Усачев «Дорожные знаки» и иллюстрации к ним.
Консультация «Типичные ошибки при обучении детей ПДД».
Определение уровня умений и знаний детей по правилам безопасности поведения на улице.
организованные формы обучения на занятиях;
совместная деятельность взрослого и ребенка;
самостоятельная деятельность ребенка;
экскурсии и наблюдения;
ознакомление с окружающей действительностью;
развитие речи;
художественная литература;
викторина по правилам дорожного движения;
конструирование;
изобразительная деятельность;
игра;
досуги и развлечения.
«Профессии на транспорте».
Цель: ознакомление с видами транспорта, учить разделять их по видам (воздушный, водный и т. д)
Ход занятия:
Мы с вами долго готовились к путешествию. И вот наконец все готово. Вместе с нами в путешествие отправятся Доктор Айболит с Тане и Ваней.
Путь предстоит неблизкий. На чем же доберемся до места?
На листе ватмана разложены карточки с изображением разных видов транспаорта (самолет, вертолет, поезд, автомобиль, пароход).
- Как одним словом назвать то, что вы здесь видите? (Транспорт).
Обводим все картинки большим кругом.
- На какие группы можно разделить весь транспорт? Обводят в маленькие круги водный, наземный и воздушный.
- Как можно обозначить воздушный транспорт, наземный, водный?
Дети предлагают свои варианты. Можно остановиться на таких символах- облачко-воздушный, - наземный, изогнутая линия- водный.
2. Задание, какое из изображенных видов транспорта движется быстрее всего?
- какой медленнее всех?
(вертолет, самолет, поезд, автобус).
Предложить детям разложить полоски с изображением транспорта по мере убывания скорости.
- подумайте как сделать так, чтобы по длине полосок можно догадаться, где большая, а где меньшая скорость? Самая длинная полоска будет обозначать самую большую скорость.
- какая полоска должна быть самой длинной? –Верно, та, на которой изображен самолет.
-Что имеет самую большую скорость, движется быстрее всего, кроме самолета?
Правильно, вертолет или поезд. Сделаем эту полоску немного короче. Таким образом укорачиваются и остальные полоски.
Представьте, что мы отправляемся в путешествие прямо сейчас.
- Какое сейчас время суток? (Утро).
Если мы сядем на поезд, то прибудем только ночью. А это неудобно.
- Чем нам лучше воспользоваться?
Объясните, почему вы так думаете? Самолет имеет большую скорость.
3. – Кто из вас уже летал на самолете?
- Кто ведет самолет? (Пилот и штурман).
-Кто является «хозяйкой» самолета? (стюардесса).
Детям предлагается занять свои места. Они входят в «салон самолета», их встречает «стюардесса»-воспитатель, здоровается с ними, раздает билеты, указывает на их места.
После того, как пассажиры расселись, «стюардесса» просит пристегнуть привязные ремни и рассказывает о правилах поведения в самолете.
Полет начался. Дети смотрят вниз. Покажите детям рисунок города с небольшой высоты, чуть позже- с высоты гораздо большей.
- Что изменилось?
- Почему дома стали похожи на спичечные коробки, а дороги на тонкие ленты?
Потому что мы смотрим на них с большей высоты.
- А что мы увидим, если поднимемся еще выше?
Наш полет продолжается. «Стюардесса» разносит конфеты. «Пассажиры общаются между собой, читают, спят.
Обратите внимание детей на вежливое и доброжелательное отношение к попутчикам и стюардессе.
Наш полет будет долгим. Приятного всем пути!
«Улица полна неожиданностей». Беседа.
Цель: обучение правилам поведения в общественных местах и на улице.
Закрепление понятий «проезжая часть», «пешеходный переход», «обочина».
Ход занятия:
- Ребятки, вы любите играть в прятки? Один водит, остальные прячутся…
-А что говорит водящий, прежде чем открыть глаза? – Пора- не пора, иду со двора.
Но так можно только в игре. А в жизни все совсем иначе. Если ты играешь в салочки- не выбегай со двора, тем более, если катаешься на велосипеде. А сколько во дворе всего интересного, только играй и играй. Песочницы, качели… Но надо быть очень осторожным. Нельзя близко подходить к качелям, когда на них кто-то катается.
Поиграли во дворе, пора и по городу путешествовать. Выходим на улицу. Тут уже не тихий спокойный дворик. Всюду мчатся автомобили, к остановкам подъезжают автобусы и троллейбусы. Недолго и растеряться.
Но если знать одно важное правило, то не растеряешься ни на какой, даже самой оживленной улице.
Вот оно: мостовая для машин, тротуар для пешехода!
- Откуда такое слово? На какое слово оно похоже? (Мост). Раньше улицы городов мостили, покрывали брёвнами и досками.
- Как вы думаете, для чего? (варианты детей).
Много времени прошло, а название осталось. Итак, вернёмся к правилу.
- Для чего машинам широкие мостовые? (Они большие. Ездят быстро).
А нам. Пешеходам, хватит и тротуара. Здесь мы в безопасности.
- Как вы думаете, почему тротуар сделан выше мостовой?
Мостовую еще называют «проезжей частью». Почему?
- А если мы не в городе, а, допустим, в деревне, где нет тротуаров. Как нам быть?
Здесь звучит уже другое правило- мостовая для машин, обочина для пешеходов.
Откуда такое слово? (Обочина – сбоку).
Но рано или поздно, нам придется сойти с тротуара. Для чего?
- Правильно, чтобы перейти улицу.
- Как вы думаете, можно дорогу переходить в любом понравившемся месте? (Нет. Только там, где разрешено, о именно- по переходу).
А как узнать это место? (по полоскам)
- Зачем нужны эти полоски, как вы думаете? (Чтобы пешеход знал, где ему нужно переходить. И водитель будет знать, что впереди переход).
- Где еще можно переходить улицу? (По подземному переходу).
Вот мы подошли к «зебре». Можно ли сразу переходить дорогу? Нет. Необходимо посмотреть по сторонам, не сходя с тротуара. Сначала- налево, затем –направо.
Можно смело идти. Иди быстро, но не беги.
Бывают в городах улицы, по которым машины едут и едут, без конца. Тут на помощь к нам придет светофор. Красный загорелся – стой, зеленый горит для нас.
(Воспитатель поочередно показывает красный, желтый и зеленый круг, дети ориентируясь по сигналам, имитируют движение по улице.
Такие цвета у светофора не случайно. Красный цвет- цвет опасности.
- А вы знаете какие машины выкрашены в желтый цвет? Это те, которые работают прямо на дорогах- бульдозеры, катки и т. д. И дорожные рабочие одеты в желтые жилеты. Водители издалека увидев желтый цвет сбавляют скорость. И мы должны быть внимательны, увидев этот сигнал светофора.
И вот, наконец, зеленый! Это спокойный цвет, безопасный.
Представьте себе, что мы едем на автобусе. Вдруг водитель остановился, но не открыл дверь.
- почему так может быть? (Автобус остановился на светофоре). У пешеходов есть еще помощники- дорожные знаки. Какие вы знаете дорожные знаки? Рассмотрите и выбирите. О чем они рассказывают?
2. Занятие лучше проводить, используя дорогу, нарисованную на листе ватмана или фанеры.
На «дороге» должна быть разделительная полоска, «зебра».
Можно придумать проблемную ситуацию, в которой оказались невнимательные пешеходы, звери. Например. Медвежонок выбежал на красный свет. Предложить детям с помощью разных машин разыграть аварию- машины наехали друг на друга, резко затормозив, кто-то наехал на Медвежонка или он успел перебежать, но сбил с ног пешехода.
Вы еще маленькие, поэтому по улицам должны ходить лишь со взрослыми.
Отгадайте загадки.
Я в любое время года У дороги, словно в сказке
И в любую непогоду На столбе живет трехглазка
Очень быстро в час любой Все мигает и мигает
Провезу вас под землей. Ни на миг не засыпает. (Светофор).
(Метро).
«Какие автомобили привозят продукты в магазин». (Рисование).
Программные задачи.
Формулировать умения в рисунке форму и строения грузового автомобиля, выбирать кузов для изображения грузовика. Рисовать автомобиль в указанной последовательности (кабина с мотором, рама, кузов, колеса).
Материал: фланелеграф, на котором прикреплены 2 автомобиля без кузова, фургон, цистерна. Листы бумаги 1\2 альбомного листа и цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель ставит пред детьми фланелеграф с 2 автомобилями, рядом на столе кладет три кузова разной формы.
Давайте поиграем. Вы будете работать шоферами на грузовых автомобилях. Вот два автомобиля. Они оба без кузова. Позвонил директор продуктового магазина и попросил привезти с хлебозавода свежие батоны. Булочки и серый хлеб. Кто отвезет булочки в магазин? Какой кузов надо поставить на автомобиль для перевозки хлеба? Ребенок выбирает необходимый фургон. Если он ошибается, то вызывают другого шофера.
Снова звонят из магазина. У них закончился картофель. Какой кузов нам теперь нужен?
«Шофер» выбирает необходимый кузов. Уточняется, какие фургоны понадобятся для хлеба (закрытый, для картофеля – открытый.
Воспитатель снимает с машины кузова и продолжает игру.
- Директор другого магазина звонит и просит привезти квас для продажи.
Сегодня жарко и покупатели хотят пить. А еще – директор мясного магазина просит привезти колбасу и сосиски. Дети ставят на один грузовик- фургон, на другой- цистерну.
-Сегодня вы нарисуете такой автомобиль, на котором хотели бы работать. Давайте посмотрим как он устроен.
Указывает на автомобиль, дети определяют его общую форму (длинный, называют основные части. Затем педагог разбирает с детьми расположение частей и их относительную величину. Показывает и объясняет последовательность изображения автомобиля. Спереди на листе бумаги рисуем кабину с мотором, потом раму, определяют положения колес и остальных деталей. В процессе занятия, по мере необходимости, воспитатель напоминает правила закрашивания карандашами (в одном направлении, туда-сюда, без отрыва). Поощряет детей за дополнительные детали – фары идр.
В конце занятия «шоферы» ставят свои машины в «гараж», на полочки, на верхнюю – для перевозки в открытых кузовах, на среднюю- в закрытых фургонах, на нижнюю- машины для перевозки жидкой продукции. Затем воспитатель предлагает показать автомобили, за которыми хорошо ухаживают водители. Машинки у них новенькие (хорошо закрашены). Дети определяют, нет ли машин, требующих ремонта или замены деталей.
Рисование парохода.
Программное содержание.
Учить вычленять основные части предмета, называть и определять их форму по сходству с геометрической; передавать в рисунке форму, относительную величину и расположение частей.
Усваивать правильные приемы пользования карандашом при рисовании линии и закрашивании рисунка: держать карандаш, отступя от конца примерно на 5-6см, не сжимать его крепко пальцами. Раскрашивать равномерными движениями туда-обратно в одном направлении.
Ход занятия:
Показать картину парохода. Вызывать детей и просить их называть части: корпус, верхний этаж с каютами, капитанский мостик и рубка.
Обратить внимание на особенности строения. Предложить сперва нарисовать корпус парохода, а затем все остальные части. Когда пароход будет закончен, раскрасить его и нарисовать воду.
В конце занятия рассмотреть рисунки и оценить, правильно ли нарисованы все части.
Подготовка к занятию.
До занятия показать детям рисунки пароходов в книжках, оставить их для самостоятельного рассматривания. Рассмотреть картинку с крупным изображением парохода, чтобы дети внимательно могли рассмотреть основные детали парохода.
Карандаши цветные, писчую бумагу.
Примечание. Можно предложить детям рассмотреть картинку крейсера «Аврора».