Стaценко Елена
«Здравствуй, хлебушек душистый, с хрусткой корочкой витой». Конспект НОД по познавательно-речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
• Доминирующая образовательная область «Познание».
• Задачи: Формировать у детей познавательный интерес, развивать познавательно-исследовательскую деятельность. Расширять кругозор (уточнять представления детей о том, какой долгий путь проходит зерно, чтобы стать хлебом).
• «Социализация».
• Задачи: Обобщать представления детей о труде хлеборобов. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду трактористов, комбайнеров, мукомолов, пекарей.
• «Коммуникация».
Публикация «„Здравствуй, хлебушек душистый, с хрусткой корочкой витой“, Конспект НОД по познавательно-речевому развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
• Задачи: Способствовать развитию свободного общения, развитию всех компонентов устной речи, обогащать словарь детей словами: хлебороб, тракторист, комбайнер, мукомол, пекарь; элеватор, мукомольный завод, пекарня; комбайн, трактор.
• «Художественная литература».
Задачи: Познакомить детей с произведениями: «Земля на зернышке стоит» А. Владимиров, «Хлеб» К. Ушинский, заучить пословицы и поговорки о хлебе, учить составлять загадки о хлебе и хлебобулочных изделиях.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».
• Форма организации НОД – фронтальная.
• Методы и приемы: практические, наглядные, словесные.
(театрализованная деятельность с кукольным персонажем, художественное слово, исследовательская работа, беседа – диалог, игровые упражнения, показ иллюстраций).
• Материалы и оборудование: Букет из осенних листьев, колосья пшеницы, зерна пшеницы, гороха, кукурузы, тесто дрожжевое, блюдо, корзина с экспонатами хлебных изделий. Костюм осени (сарафан, кокошник украшенные осенними листьями и колосками, проектор, экран, ноутбук, ширма.
Предварительная работа: Проращивание зерен пшеницы весной. Наблюдение за изменениями в природе с наступление осени. Слушание, чтение, заучивание стихов об осени. Рассматривание репродукций картин и иллюстраций о труде взрослых по уборке урожая, рассматривание схемы действий по выращиванию хлеба (с объяснениями педагога). Рассматривание изделий из соломки. Объяснение смысла пословиц о труде и хлебе.
Ход НОД.
(В группу входит воспитатель в костюме осени, с букетом разноцветных листьев и колосьев пшеницы, корзиной).
-Здравствуйте ребята,
Я, Осень краса
В гости к вам пришла
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем
С перелетным журавлем.
Порадовать вас яркими красками, щедрым урожаем овощей и фруктов, но самое главное подарить всем свежий, пышный хлебушек.
(ставит на стол корзинку с экспонатами хлебных изделий).
Осень:
-Ребята, а вы знаете, как пекут хлеб?
(Ответы детей).
Осень:
-Посмотрите на букет, который я вам принесла? Из чего он состоит.
(Дети вмести, с воспитателем рассматривают букет, обращают внимание на колосья пшеницы их строение: стебель, колос, зерно).
Осень:
-Рассмотрите эти зернышки, какие они по форме? На что похожи?
( обратить внимание детей на форму зерна: овальная, продолговатая, похоже на маленькие батончики).
-Когда же, созревают колосья пшеницы?
(Ответы детей).
-Ребята, вы не слышите, кто-то нас зовет?
(достает из-за ширмы игрушку-зернышко).
Зернышко:
-Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!
Я, зернышко пшеничное выпало из колоса созревшего, хочу вам рассказать и показать, какой долгий путь предстоит мне пройти, прежде чем оказаться у вас на столе душистым хлебом.
(дети присаживаются на стулья, зернышко читает стихотворение и на экране появляются слайды с иллюстрациями).
Слайд № 1: «Весенние пахотные работы».
Зернышко:
- Я, зернышко пшеничное
Из колоса созревшего
На землю упаду,
Весною, прорасту.
Осень:
- Чтобы маленькое зернышко могло расти, надо сделать землю мягкой, рыхлой. Поэтому трактора пашут землю, боронят, готовят землю к весеннему севу. Кто работает на тракторе? (Ответы детей). Что можно сказать о труде тракториста? (Ответы детей).
Слайд№2. «Поле с молодыми ростками пшеницы».
Зернышко:
-Пусть дождик поливает
Пусть солнце согревает
Росточками зеленными
Я к небу потянусь.
Слайд№3. (репродукция картины И. Шишкина «Рожь»).
И в поле золотистом
В пшеничку превращусь.
(зернышко приглашает, ребят превратится в зернышки и поиграть).
Динамическая пауза.
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает
Солнце нежно пригревает
Подрастает зернышко-
Потянулась к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
Осень:
-Молодцы ребята! Вот наши зернышки превратились в колоски, а колоски созрели. А как хлеборобам узнать, что пора убирать урожай? Поле, стало какое?
Игра: «Назови, какое поле?»
(желтое, золотое, спелое, сухое, колосистое и т. д.)
Зернышко:
-Правильно, пора хлеборобам убирать урожай. А какие машины помогают в этом?
(Ответы детей).
Слайд №4. «Уборка урожая хлебных культур».
Осень:
-Вышли в поле комбайны, грузовики. Как вы думаете, что делает комбайн?
Кто работает на комбайне? (Ответы детей).
-Много зерна намолотили комбайны, собрали богатый урожай. Вереница грузовиков везут зерно на элеватор.
Слайд№5. «Элеватор».
Игра «Перебери зерна».
Осень:
(дети сидят за столами, перед ними тарелочки с разными зернышками).
-Ребята, на элеваторе хранятся только пшеничные зернышки. А здесь перемешались с другими. Давайте их выберем. Кто справится быстрее всех, тот поднимет колосок.
Осень:
-Ребята, а как вы думаете, из зерна уже можно испечь хлеб?
Почему? А из чего можно?
(Ответы детей).
Зернышко:
-Нужно зерно перемолоть, превратить в муку, поэтому из элеватора нас везут на мукомольные заводы. Профессия людей, которые мелют муку, называется мукомол.
Слайд №6. «Мельница». «Мукомольный завод».
(На столе стоят блюдца с мукой. Дети подходят и пробуют муку на ощупь, определяют, что мука легкая, сыпучая, нежная).
Слайд№7. «Пекарня».
Осень:
-С мельницы мука попадает в пекарни, где пекут хлеб. Как называется профессия людей работающих в пекарнях?
(Дети подходят к столу, где на блюде лежит тесто, пробуют его на ощупь).
Зернышко:
-Вот видите ребята, какой долгий путь необходимо мне пройти, что бы попасть к вам на стол душистым хрустящем хлебом. Вот сколько людей помогают мне в этом.
Игра: «Цепочка».
(Выложить схему действий по выращиванию хлеба).
Подведение итогов.
Зернышко и Осень приглашают детей за стол и угощают всех караваем.