Светлана Красникова
Конспект занятия по развитию речи «Здравствуй, гостья-зима!»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Тема: «Здравствуй, гостья-зима!»
Цели:
обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;
познакомить детей со стихотворениями о зиме;
прививать любовь к поэтическому слову;
учить детей отвечать на вопросы полными предложениями;
активизировать словарь по данной теме;
развивать логическое мышление, внимание, память;
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
упражнять в подборе однокоренных слов.
Материалы: сундучок с заданиями, «снежок», конверт с заданием, «свиток», магнитная доска, сюжетные картинки о зиме, предметные картинки (снег, снежинки, снежки, снеговик, снегурочка, снегири, книга «Зимние стихи», снежинки-призы.
Методические приё мы: отгадывание загадки, словесные игры: «Скажи правильно», «Закончи фразу», «Доскажи словечко», знакомство со стихотворениями о зиме И. Сурикова и А. Пушкина, рассматривание предметных картинок о зиме, пальчиковая игра, чтение детьми знакомых стихотворений о зиме, повторение пословиц о зиме, сюрпризный момент – сундучок с заданиями и призами.
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал.
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.
Дети: это зима.
Воспитатель: правильно, молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о зиме.
Пришла к нам долгожданная Зима, она прислала нам свой подарок – сундучок.
- Тук, тук, тук – открывайся сундучок!
(Воспитатель заглядывает в сундучок).
- Ребята сколько вопросов и загадок в этом сундучке, давайте попробуем на них ответить.
- Но сначала вспомним и назовём зимние месяцы. (Ответы детей)
(Педагог уточняет у детей, какое сейчас время года и какой месяц называют серединой зимы)
–Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы её приметы.
- Хотите поиграть? Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте.
Игра «Скажи правильно»
Воспитатель: какая бывает зима? (зима снежная, холодная, морозная)
- Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)
-Хорошо описали зиму, вспомнили все её признаки.
-Какие вы молодцы!
- Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, снежная).
- Что можно сказать о снеге? Какой он?
(снег пушистый, легкий, мягкий, снег укрыл всю землю.)
- Молодцы, ребята много слов назвали.
- Послушайте, какое красивое стихотворение о зиме написал русский поэт И. Суриков.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
(Воспитатель заглядывает в сундучок)
- А здесь еще что-то лежит. (Достается конверт с заданием)
Зимушка хочет, чтобы мы помогли ей закончить фразу.
Игра «Закончи фразу»
Скрипит под ногами зимой….(снег,
морозный…. (день,
замерзла…. (река,
снежная…. (зима,
ударили (морозы,
дует ледяной …. (ветер,
хрустит…. (снег,
скользкая…. (дорога) ,
холодное….(утро) ,
метет (метель).
- Какие вы молодцы!
(Из сундучка достается свиток)
- Посмотрите, вот еще одно задание. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.
Игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо как во сне падает на землю…. снег (картинка).
С неба все скользят пушинки серебристые…снежинки (картинка).
Вот веселье для ребят всё сильнее…. …снегопад (картинка).
Все бегут в перегонки,все хотят играть в…снежки (картинка).
Словно в белый пуховик нарядился… снеговик (картинка).
Рядом снежная фигурка это девочка….снегурка (картинка).
На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…снегири (картинка).
Словно в сказке, как во сне землю всю украсил… снег (картинка).
-Ребята скажите какие слова вы добавляли? (ответы детей)
Снег, снежинки, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири.
-А чем они похожи и что общего? (ответы детей) все эти слова снежные или связанные со снегом.
- Молодцы ребята, все слова назвали правильно.
Физминутка
-Ребята пойдемте, погулять по снежной полянке.
Выпал беленький снежок, соберёмся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши.
Ловим снег - холопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
Чтение стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
- Какую зиму вы представили?
Дети. Снежную, холодную, суровую, морозную, ветреную, лютую, студеную.
- Какую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало, давайте погреемся. (Дети встают, проводится игра)
Пальчиковая игра
Руки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются.
Губки улыбаются.
(Дети выполняют соответствующие движения)
- Согрелись? Тогда давайте послушаем стихи о зиме русских поэтов (дети читают любимые стихотворения о зиме)
- Ребята, а вы любите зиму. (Да)
- За что вы её любите?
(Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, зимой очень красиво….)
- Я вам предлагаю рассказать о зиме пословицы и поговорки.
Зима не лето: в шубку одета.
Шубка зимой не шутка.
В зимний холод всякий молод.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Много снега – много хлеба.
Береги нос в большой мороз.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Солнце летом греет, зимой морозит.
- Молодцы ребята, сегодня вы были активными и внимательными.
- О каком времени года мы говорили?
- Что нового и интересного узнали?
В конце занятия воспитатель вручает активным детям снежинки-призы и дарит книгу «Зимние стихи». Просит детей внимательно рассмотреть в книге рисунки художника В. Белоусова.