Лучший педагог года

Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни

Наталья Мишукова
Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни

Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни. Внедрение инновационных здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных технологий

Подготовила: Н. А. Мишукова

«Здоровье — это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»

Устав Всемирной организации здравоохранения

Публикация «Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни» размещена в разделах

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

ФГОС ДОУ

Законодательные и нормативные документы

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

Указ Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации»,

«Конвенция о правах ребёнка».

Факторы, обуславливающие

здоровье ребенка

50% - образ жизни,

20% - наследственность,

20% - состояние окружающей среды

10% - возможности медицины.

Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

Принципы здорового образа жизни

1. Творцом здорового образа жизни является человек.

2. Отказ от вредных привычек.

3. Соблюдение принципов рационального питания.

4. Рациональная двигательная активность.

5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека.

Возрастные предпосылки для формирования представлений о ЗОЖ дошкольника

активно развиваются психические процессы;

заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии, дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;

дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.

Задачи по формированию ЗОЖ

Младшая группа

1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения.

2. Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнёра, контролировать и координировать движения).

3. Рассказывать о правилах поведения на улице посёлка, города: переходить улицу на зелёный цвет светофора только за руку с взрослыми, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперёд.

4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснять правило «нельзя».

5. рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

Задачи по формированию ЗОЖ

Средняя группа

1. Продолжить идентифицировать своё имя с собой; знакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов ; ценить своё тело; знать основные правила заботы о нём; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому.

2. Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек—живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки. Туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью); познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха.

Задачи по формированию ЗОЖ

Средняя группа

3. С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не будут болеть».

4. Развивать настойчивость, целеустремлённость в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности.

5. Рассказывать о Правилах дорожного движения.

6. Рассказывать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замёрзло лицо на морозе—разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги—попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги—переоденься в сухое.

Задачи по формированию ЗОЖ

Средняя группа

8. Рассказывать, как садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой. Есть аккуратно. Не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами. Не набивать 7. Рассказывать о культуре еды, о правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана. рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать брать хлеб. Печенье с общей тарелки, но не менять взятое; не мешать другим детям ; пользоваться салфеткой. Спокойно выходить из—за стола, говорить «спасибо».

9. Рассказывать о микробах. Доказывать необходимость использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих : при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.

Задачи по формированию ЗОЖ

Старшая группа

1. Расширить знания ребёнка о себе, своём имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телесложения, походке, реакции на некоторые продукты питания; расснужныказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего уши. Глаза, как мы двигаемся. Дышим. Общаемся с другими людьми. Представлять в общих чертах развитие человека: младенец, дошкольник, школьник, мама, бабушка, различать половую принадлежность по внешнему облику.

2. Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. «У меня есть замечательный помощник—скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, лёгкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках.

Задачи по формированию ЗОЖ

Старшая группа

3. Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своём здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать своё время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых погодных условиях. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.

4. Рассказывать, что на улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомных собак и кошек.

5. Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом.

Задачи по формированию ЗОЖ

Подготовительная группа

1. Формировать положительную оценку и образ себя; обращать внимание на свою внешность.

2. Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности. Познакомить детей с чувствами и настроениями человека, показать, как они отражаются на его лице (страх, усталость, обида, радость, испуг, смех).

3. Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать стойкую привычку к спорту, физической культуре, зарядке.

Задачи по формированию ЗОЖ

Подготовительная группа

4. Рассказывать об основных правилах безопасности поведения на улице и в помещениях.

5. Рассказывать о человеческих качествах: аккуратность, общительность, драчливость, доброта, настойчивость, вежливость, воспитанность, талант, сила.

6. Учить обслуживать себя, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки; самостоятельно выполнять правила гигиены, контролировать качество мытья рук, ног, шеи; уметь отдыхать расслабляться; правильно и красиво есть, удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, пользоваться столовыми приборами.

Здоровье сберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

определение Всемирной организации здравоохранения

Подгруппы здоровьесберегающих технологий.

организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Гимнастика как здоровьесберегающая технология.

Гимнастика пальчиковая - комплексы упражнений для пальцев рук, способствующие развитию мелкой моторики. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз - комплексы упражнений для сохранения зрения. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная - это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний.

Гимнастика бодрящая - комплексы упражнений после сна, позволяющий детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

Гимнастика корригирующая - один из видов специальных гимнастик, применяемая для устранения различных нарушений осанки.

Гимнастика ортопедическая - комплексы упражнений для стоп и позвоночника. Рекомендуется детям

с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Массаж как доровьесберегающая технология.

Самомассаж - система приемов механических воздействий на поверхность тела. Проводится в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. При этом необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Точечный самомассаж - система приемов выполняемых путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время.

Психо-коррекционные технологии

Арттерапия - вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве, терапия изобразительным творчеством). Проводится сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы. Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий.

Сказкотерапия (психологический метод, предполагающий развитие самосознания через психологическую сказку). Занятия проводят 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Технологии музыкального воздействия. Применяются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Технологии воздействия цветом. Проводятся как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технологии коррекции поведения. Организуются сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование гигиенических представлений дошкольников в семье — основа здорового образа жизни Консультация для родителей и воспитателей на тему: «Формирование гигиенических представлений дошкольников в семье - основа здорового образа.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Цели программы: 1. Сохранение и укрепление здоровья детей; 2. Воспитание у детей интереса к сохранению своего здоровья; 3. Формирование.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Особенности физического развития детей 6-го года жизни. Возрастной период 5-6 лет называют периодом «первой вытяжки», когда за один год.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» Консультация для родителей на тему: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» Выполнила воспитатель гр.

Образовательная среда направленная на формирование здорового и безопасного образа жизниОбразовательная среда направленная на формирование здорового и безопасного образа жизни Стенд " Соблюдайте ПДД", оформлена на лестничном проеме. В окнах зданий и автобуса расположены яркие красочные картинки с дорожными знаками.

План самообразование по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Адрес опыта педагога Квиткиной Ирины Александровны Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников». Цель: Сформировать.

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников Здоровый образ жизни представляет собой формирование физической, социальной и духовной жизнедеятельности индивида, обеспечивающее ее правильное.

Тема самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Тема самообразования: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» "Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 12:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД