Саблева Галина
Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста
Актуальность:
1. Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен в том числе на решение следующих задач:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
3. Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы стало приоритетным направлением в работе нашего ДОУ.
Кроме того, все многовековые исследования целебной силы музыки доказывают, что музыка - это одно из самых эффективных средств физического и эмоционального развития детей.
Цель работы:
Организовать музыкально-оздоровительную работу в МДОУ через использование здоровьесберегающих технологий обеспечивающих каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья.
Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Планируемый результат:
стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями);
повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
повышение уровня речевого развития;
стабильность физической и умственной работоспособности.
Используемые технологии :
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
дыхательная гимнастика;
пальчиковые игры.
Музыкально-ритмические движения, ритмопластика.
Валеологические распевки.
Коррекционные технологии :
артикуляционная гимнастика;
вокалотерапия;
психогимнастика.
Музыкотерапия.
Планируемая работа с педагогами МДОУ
- Подбор консультаций по данной теме в информационную папку.
- Подбор музыки для режимных моментов.
- Создание картотеки пальчиковых игр.
- Показ открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.
Взаимодействие с семьёй
- Проведение совместных праздников.
- Беседы на тему «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ» на родительских собраниях.
Индивидуальные консультации.
Консультации на информационный стенд о целебной силе музыки.
- Показ открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды:
В МДОУ создана музыкальная предметно-развивающая среда с учетом здоровьесберегающей модели.
В каждой группе детского сада организованы музыкальные уголки, где находит своё отражение песенно – танцевальная деятельность детей.
В оформлении музыкального уголка группы виден возраст детей, реализуемая образовательная программа. В созданной образовательной среде каждый ребёнок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Материал способствует развитию музыкально – сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности, музыкально – ритмического, слухового внимания, эмоциональной отзывчивости, закреплению умений и навыков полученных на музыкальных занятиях.
Методическая литература
Программа музыкального воспитания «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева.
«Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина. Издательство Просвещение 1983г
«Праздник каждый день» И. Каплунова. Издательство Композитор 2012г.
«Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепина.
«Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радынова.
Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Арсеневская О. Н. Издательство Учитель 2018г.
«Музыка и движения в коррекционной работе» А. П. Зарина