Наталья Ягупова
«Здоровьесберегающие педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками».
▼ Скачать + Заказать документы
"Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,
то во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья
вполне возможно"
Академик, хирург Н. М. Амосов.
Я считаю, что актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту.
Публикация «„Здоровьесберегающие педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками“,» размещена в разделах
Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания.
По распространенности хронических заболеваний у детей 4 - 7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту…
Я разделяю мнение, что причинами резкого снижения уровня здоровья детей являются :
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- ухудшение состояния здоровья матерей;
- стрессы;
- дефицит двигательной активности;
- копьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия).
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
Итак, я уверена, что актуально значимым и востребованным сегодня становится создание образовательных программ, поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях, создания оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка. Создание здоровьесберегающего пространства будет способствовать профилактике различного рода негативных тенденций в среде детей, успешной адаптации ребенка к школе, социуму.
Именно поэтому я выделила главную проблему в своей деятельности:
Противоречие между возрастающей потребностью общества в совершенствовании системы образования, повышения качества знаний и нынешним состоянием воспитательно-образовательного процесса привело к поиску новых условий образовательной деятельности, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Целью моей работы по решению данной проблемы является: формирование предпосылок здорового образа жизни и сохранения здоровья дошкольников на основе создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
1. Изучить концептуальные основы педагогики оздоровления В. Г. Алямовской, В. Ф. Базарного, Т. Э. Токаевой, Л. Д. Пустынниковой и др.
2. Разработать комплексную стратегию улучшения здоровья детей.
3. Организовать постоянно действующий мониторинг состояния здоровья
воспитанников.
4. Разработать новые формы взаимодействия с семьей по принципу активного вовлечения родителей в образовательно-оздоровительный процесс группы.
5. Пополнить предметно-пространственную среду необходимыми материалами и оборудованием.
6. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
Основы создания здоровьесберегающей среды в семье и ДОУ определяется приоритетом средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья детей с самого раннего возраста. Построение здоровьесберегающей среды обеспечивает создание комплекса проектов, направленных на укрепление здоровья ребенка и его всестороннее гармоничное развитие
По-моему мнению, одним из путей решения данной проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Для применения в практической деятельности мной были:
- отобраны и апробированы инновационные методики проведения оздоровительных занятий;
- задействован механизм интеграции при организации занятий эстетического и познавательного циклов;
- собрана картотека, включающая в себя комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, упражнений для формирование правильной осанки, укрепление мышц кистей рук.
- большое внимание уделено включению физкультминуток разной направленности на всех видах занятий;
- продумана система закаливающих мероприятий, соответствующая условиям нашего дошкольного учреждения;
- согласована деятельность всех специалистов ДОУ по применению здоровьесберегающих технологий;
- составлен план работы с родителями, с учетом данных анкетирования родителей.
Реализуя принципы здоровьесберегающей педагогики, в процессе проведения НОД использую физминутки (офтольмотренажеры, глазодвигательные упражнения).
Физкультминутки провожу, учитывая специфику занятия, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:
• упражнения для формирования правильной осанки;
• упражнения для укрепления зрения;
• упражнения для укрепления мышц кистей рук;
• упражнения для укрепления «мышечного корсета»;
• упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений нехотя, со скучающим видом, как бы делая одолжение воспитателю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Особое внимание в своей работе я уделяю профилактике зрительных функций. В образовательной деятельности провожу дистантные занятия по технологии В. Ф. Базарного, применяю специальные столы-конторки, за счет чего осуществляется изменение статической позы воспитанников («сидя», «стоя»). В процессе проведения таких занятий использую сюжетные картинки, мелкий иллюстративный материал, дидактические игры, которые располагаю на максимальном удалении от детей, в результате у детей развиваются не только психические процессы, но и расширяются горизонты восприятия окружающего пространства. Для развития учебных универсальных действий с детьми старшего дошкольного возраста использую авторское игровое оборудование «Шарики», «Карусель. Организуя игры «Расскажем стишок вдвоем», «Придумай рифму» и др. дети учатся устанавливать правила и подчиняться им, договариваться между собой.
Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру.
Нравятся детям и такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Например, игра в «весёлых человечков». На ленту наклеены прямоугольники разных цветов. На каждом прямоугольнике – схематичный рисунок человечка, выполняющего упражнение. Дети выполняют упражнения стоя, в двух вариантах: или по порядку следования человечков (первый, второй, третий, или по названию цвета прямоугольника, который я укажу (жёлтый, красный, зелёный). В этом случае положительный эффект на глаза оказывает смена цвета.
С целью повышения активности воспитанников включаю кинезиологические упражнения, пальчиковую гимнастику. Для снижения заболеваемости провожу закаливающие мероприятия и различные виды массажа (точечный массаж лица, ушных раковин, дыхательную гимнастику).
Я считаю, что игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Поэтому мной в режим дня включены игры на:
-развитие внимания;
-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
-развитие произвольных движений и самоконтроля;
-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
-развитие мышления и речи.
Особое внимание в своей деятельности я уделяю проведению закаливающих процедур, которые разработаны с учетом мнения специалистов нашего учреждения и индивидуальных особенностей детей группы.
Для оценки успешности проводимой работы был разработан мониторинг физического развития воспитанников.
Цель мониторинга: отслеживание состояния здоровья, физического развития воспитанников и выявление уровня овладения ими двигательными умениями и навыками.
Мониторинг включает в себя:
• Антропометрия: рост, вес, обхват грудной клетки, динамометрия
• Оценка соответствия уровня физического развития возрастным нормам
• Показатели физической подготовки по физическим тестам (два раза в год) позволяют оценить степень развития основных физических качеств (силы, выносливости, скорости, координации движения).
• Показатели посещаемости и заболеваемости детей группы (ежемесячно)
При диагностики я использую индивидуальные тесты (задания, определенные для каждой возрастной ступени. Эти тесты провожу совместно с инструктором по физвоспитанию на физкультурных занятиях, на прогулке (в групповой комнате – в свободное от занятий время и при наличии свободного достаточного пространства для того или иного задания). Тесты выполняются детьми индивидуально (так легче фиксировать результаты, иногда допускается объединять детей в маленькие подгруппы по 3-4 человека (чтобы ускорять обследование, но и здесь каждый ребенок выполняет задание независимо от остальных. В рамках проекта «В гостях у Айболита» был разработан “Дневник здоровья”.
На страницах “Дневника здоровья” содержится материал позволяющий привить навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.
В дневнике указывается фамилия, имя, дата рождения, основные антропометрические показатели (вес, рост, цвет волос, глаз.
Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т. д., рисунки: “Что я люблю больше всего?”, “Я на прогулке”, “Город и я”, “Моё настроение”. Записываются воспитателями и родителями впечатления об интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье. После выходных дней дети с удовольствием рассматривают дневники, вспоминают, как они играли, ходили в лес и т. д.
Таким образом, используя данный комплекс здоровьесберегающих технологий, можно добиться определённого прогресса в вопросе укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.