татьяна акуленец
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» в средней группе общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ИНТЕРЕСОВ И
МОТИВОВ ДЕТЕЙ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛЮТИК»
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Воспитатели:
Акуленец Т. А.
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Занимательная математика“ в средней группе общеразвивающей направленности» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Направленность программы : данная программа направлена на формирование и развитие математических представлений у детей дошкольного возраста.
Цель: развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Задачи:
Развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
Развитие математических способностей и склонностей;
Формировать умение сравнивать размеры предметов, устанавливать отношения между предметами по размерам, а так же подбирать и группировать предметы по заданному признаку.
Формировать умение определять пространственное положения предметов относительно себя.
Формировать умение передвигаться в заданном направлении.
Развивать умение устанавливать отношения: «больше», «меньше», «поровну».
Уточнение представлений детей о времени суток: «утро», «вечер» «день», «ночь» и понятиях: «долго», «скоро», «потом», «давно».
Актуальность: Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребёнка.
Организация кружка «Занимательная математика» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуется деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Организация образовательной деятельности :
Программа рассчитана на один год и составлена с учетом возрастных, психологических особенностей детей дошкольного возраста (4-5 лет, уровня их знаний и умений.
Возраст воспитанников: 4-5 лет.
Режим: занятия проходят один раз в неделю во второй половине дня по 20 минут.
Формы работы: групповые и индивидуальные.
Ожидаемые результаты:
Развитие представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Развитие пространственных и временных представлений.
Развитие психических способностей: сравнение, обобщение и группирование предметов.
Развитие умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Разделы рабочей программы :
1. «Количество и счет»
Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
3. «Определение величины»
Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес, размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
Цель: развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги, в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.
5. «Решение логических задач»
Цель: развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия: блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
Используемая литература:
1. Л. В. Минкевич «Математика в детском саду» средняя группа. Москва Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2018
Перспективное планирование по дополнительной образовательной деятельности
«Занимательная математика»
Неделя Название Задачи Методическое сопровождение
Сентябрь
1-2 Диагностика детей
3 «Повторение материала второй младшей группы» 1. Закреплять:
• представление о длине предметов: длинный, короткий;
• представление о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник;
2. Совершенствовать знания об отношениях предметов по количеству: сколько же, поровну; один, много; больше, меньше.
Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 7
4 «Количественный счет до двух» 1. Учить:
• количественному счету (до двух);
2. Закреплять:
• представление о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник;
• знания о временных отношениях: времена года.
Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 9
Октябрь
1 «Счет до двух, знакомство с цифрами 1,2 1. Продолжать количественному счету (до двух).
2. Познакомить с цифрами 1,2.
3. Закрепить представление:
• о ширине предметов: широкий, узкий;
• о том, что предметы могут иметь разную форму: круглую, квадратную, треугольную. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 11
2 «Ориентировка в пространстве, закрепление знаний цифр 1,2»
1. Учить сравнивать 2 предмета: толстый, тонкий.
2. Закреплять знания цифр 1,2.
3. Дать представление о пространственных отношениях: от себя.
4. закрепить представление
о том, что предметы могут иметь разную форму: круглую, квадратную, треугольную. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 13
3 «Счет до трех, цифра 3»
1. Учить количественному счету (до трех).
2. Познакомить с цифрой 3.
3. Закрепить представление о:
• пространственных отношениях: от себя;
• толщине предметов: толстый, тонкий.
Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 15
4 «Знакомство с геометрическими телами, закрепление счета до трех» 1. Учить сравнивать два предмета: тяжелый, легкий.
2. Дать представление о геометрических телах: шар, куб, цилиндр.
3. Продолжать учить количественному счету (до трех).
4. Закрепление цифр 1,2,3. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 17
Ноябрь
1 «Вчера, сегодня завтра, счет звуков» 1. Закреплять знания о временных отношениях: вчера, сегодня, завтра.
2. Учить считать звуки и обобщать их по числу (до трех)
3. Закреплять представление о:
• весе предмета: тяжелый, легкий;
• геометрических телах: шар, куб, цилиндр. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 20
2 «Счет предметов в разном расположении, счет звуков»
1. Учить:
• устанавливать логические связи между группами предметов по размеру;
• счету предметов в разном расположении.
2. Закреплять знания о временных отношениях: вчера, сегодня, завтра.
3. Продолжать учить считать звуки и обобщать их по числу (до трех). Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 23
3 "Счёт до 4, цифра 4" 1. Учить количественному счету (до 4-ех)
2. Познакомить с цифрой 4.
3. Продолжать учить:
• счету предметов в разном расположении
• устанавливать логические связи между группами предметов по размеру. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 25
4 «Сравнение предметов по длине, знакомство с овалом». 1. Учить определять отношения трех предметов по длине.
2. Дать представление о геометрической фигуре: овал.
3. Продолжать учить количественному счету (до четырех).
4. Закреплять знание цифры 4. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 27
Декабрь
1 «Ориентирование в пространстве, сравнение предметов по длине» 1. Учить определять равенство и неравенство двух групп предметов по количеству, уравнивать неравные группы (в пределах четырех).
2. Дать представление о пространственных отношениях: от других объектов в движении в указанном направлении.
3. Продолжать учить определять отношения четырех предметов по длине.
4. Закреплять представление о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 30
2 «Группировка предметов по форме, ширина предметов" 1. Учить:
• группировать предметы по форме, выделяя 3 группы : круглые, квадратные, треугольные;
• определять отношения трех предметов по ширине.
2. Продолжать учить определять равенство и неравенство двух групп предметов по количеству, уравнивать неравные группы (в пределах четырех).
3. Закреплять представление о пространственных отношениях: от других объектов в движении в указанном направлении. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 31
3 «Счет до пяти, цифра 5»
1. Учить количественному счету (до пяти).
2. Познакомить с цифрой 5.
3. Продолжать учить:
• группировать предметы по форме, выделяя 3 группы : круглые, квадратные, треугольные;
• определять отношения трех предметов по ширине. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 33
4 «Временные отношения, знакомство с прямоугольником». 1. Закреплять знания о временных отношениях: времена года, части суток.
2. Дать представление о геометрической фигуре: прямоугольник.
3. Продолжать учить количественному счету (до пяти).
4. Закрепить знание цифры 5. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 35
Январь
1 «Счет движений, высота предметов». Учить:
• считать движения и обобщать их числу (до пяти);
• определять отношение трех предметов по высоте.
2. Закреплять знания о временных отношениях: времена года, части суток.
3. Совершенствовать представление о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 38
2 «Порядковый счет до пяти" 1. Учить порядковому счету (до пяти).
2. Закрепить представление о геометрических телах: шар, куб, цилиндр.
3. Продолжать учить:
• считать движения и обобщать их числу (до пяти);
• определять отношение трех предметов по высоте. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 41
3 «Толщина предметов, ориентировка в пространстве».
1. Учить определять отношения трех предметов по толщине.
2. Совершенствовать представления о пространственных отношениях: от себя, от других объектов в движении в указанном направлении.
3. Продолжать учить порядковому счету (до пяти).
4. Совершенствовать представление о геометрических телах: шар, куб, цилиндр. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 43
4 «Счет до шести, знакомство с цифрой 6».
1. Учить количественному счету (до шести).
2. Познакомить с цифрой 6.
3. Совершенствовать представления о пространственных отношениях: от себя, от других объектов в движении в указанном направлении.
4. Продолжать учить определять отношения четырех предметов по толщине. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 46
Февраль
1 "Объем жидкости,
общее и различное в геометрических фигурах"
1. Дать представление о неизменности обьема жидкости от формы и размера сосуда.
2. Учить находить общее и различное в геометрических фигурах.
3. Продолжать учить количественному счёту (до шести).
4. Закреплять знание цифры 6. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 49
2 «Сравнение двух групп предметов, длина предметов».
1. Закрепить умение определять равенство и неравенство двух групп предметов по количеству, уравнивать неравные группы.
2. Продолжать учить определять отношения пяти предметов по длине.
3. Совершенствовать умение находить общее и различное в геометрических фигурах. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 51
3 «Порядковый счет до шести, группировка предметов по форме». 1. Продолжать учить:
• порядковому счету (до шести);
• группировать предметы по форме : круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, овальные.
2. Совершенствовать умение определять равенство и неравенство двух групп предметов по количеству, уравнивать неравные группы.
3. Продолжать учить определять отношения пяти предметов по длине. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 53
4 «Счет до семи, знакомство с цифрой 7» 1. Учить количественному счету (до семи).
2. Познакомить с цифрой 7.
3. Продолжать учить группировать предметы по форме : круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, овальные.
4. Совершенствовать счет предметов в разном расположении. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 56
Март
1 «Ширина предметов, общее и различное в геометрических фигурах» 1. Продолжать учить:
• отношение пяти предметов по ширине;
• находить общее и различное в геометрических фигурах.
2. Совершенствовать количественный счет до семи.
3. Закреплять значение цифры 7
4. Продолжать учить порядковому счету (до семи). Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 58
2 «Объём жидкости, счёт звуков и движений»
1. Закреплять представление о неизменности обьема жидкости от формы и размера сосуда.
2. Продолжать учить считать звуки, движения и обобщать их по числу.
3. Закреплять умения:
• определять отношения пяти предметов по ширине;
• находить общее и различное в геометрических фигурах. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 60
3 «Счет до восьми, знакомство с цифрой 8» 1. Учить количественный счет до восьми.
2. Познакомить с цифрой 8.
3. Продолжать учить считать звуки, движения и обобщать их по числу словами: вперед, назад, налево, направо. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 62
4 «Закрепление счета до восьми, независимость количества предметов от их расположения» 1. Учить устанавливать логические связи между группами предметов по форме.
2. Закреплять значение цифры 8
3. Совершенствовать:
• количественный счет (до восьми);
• счет предметов разном расположении.
4. Дать представление о независимости количества предметов от их расположения в пространстве. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 64
Апрель
1 «Высота предметов, закрепление количественного и порядкового счета». 1. Закреплять:
• умение определять отношения пяти предметов по высоте;
• количественный и порядковый счет (до восьми);
• представление о независимости количества предметов от их расположения в пространстве.
2. Продолжать учить устанавливать логические связи между группами предметов по форме. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 66
2 «Счет до девяти, знакомство с цифрой 9» 1. Учить количественный счет до девяти.
2. Познакомить с цифрой 9.
3. Закреплять умение определять отношения пяти предметов по высоте.
4. Совершенствовать знания о временных отношениях: части суток, времена года. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 69
3 «Счет до десяти, знакомство с цифрой 10» 1. Учить количественному счету (до десяти).
2. Познакомить с числом 10.
3. Закреплять:
• умение определять отношения пяти предметов по толщине;
• представление о геометрических телах: шар, куб, цилиндр. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 76
4 «Закрепление пространственных отношений, счёта и числа 10» Закреплять:
• представление о пространственных отношениях: от себя;
• представления о геометрических фигурах;
• количественный и порядковый счёт (до десяти);
• знание числа 10. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 78
Май
1 «Закрепление счёта предметов в разном расположении и цифр» 1. Совершенствовать счёт предметов в разном расположении.
2. Закреплять:
• преставление о геометрических фигурах;
• представление о пространственных отношениях от себя;
• знание цифр Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 80
2 «Равенство и неравенство двух групп предметов, закрепление счёта предметов в разном расположении» 1. Закрепить умение определять равенство и неравенство двух групп предметов, закрепление счёта предметов в разном расположении»
2. Совершенствовать:
• знания о временных отношениях: части суток; вчера, сегодня, завтра.
• Счёт предметов в разном расположении.
3. закреплять знание цифр. Л. В. Минкевич
«Математика в детском саду» средняя группа
стр. 82
3-4 Диагностика детей