Тамбовцева Алла
Конспект занятия с использованием палочек Кюизенера «Занимательная математика» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе «Занимательная математика».
Цель: развивать познавательно – исследовательскую, продуктивную (конструктивную) деятельность и логическое мышление детей, используя математические игры с использованием палочек Кюизенера; закрепить умение детей моделировать числа, свойства, отношения, зависимость между ними с помощью цвета и длины.
Публикация «Конспект занятия с использованием палочек Кюизенера „Занимательная математика“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи:
1. Образовательные: - закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10;
- закрепить знания цифр, числового ряда;
- учить соотносить цвет и число, сравнивать числа;
- закрепить умения составлять и решать примеры при помощи палочек Кюизенера, используя логическое мышление; - упражнять в порядковом счёте от 1 до 10 и обратно, различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «На котором по счету месте?»; - расширять представление детей о труде взрослых, о разных профессиях; - закреплять умение определять положение предмета относительно себя; - учить создавать плоскостные модели с помощью картинок - схем (продолжать учить анализировать схему, выделяя основные части изображения, развивать умение соотносить нарисованные детали с реальными) с использованием палочек Кюизенера;
- продолжать знакомить детей с симметрией.
2. Развивающие: - развивать активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путем решения мыслительных задач; - развивать умение слушать и слышать вопрос;
- развивать зрительную память, воображение, логическое мышление; - развивать общую и мелкую моторику, внимание; - развивать умение играть вместе со сверстниками; - развивать элементарные навыки алгоритмического мышления, способствовать производить действия в уме, выявление и абстрагирование свойств; - развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на плоскости, умение работать по схеме; познавательный интерес;
- развивать фразовую речь в ответах на вопросы; - развивать и обогащать слуховой опыт детей.
3. Воспитательные: - воспитывать умение совместно действовать в игре; - учить детей координировать речь с движениями; - воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться;
- воспитывать самостоятельность, любознательность, доброжелательность, взаимопомощь, умение работать в паре; - воспитывать желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость и целеустремленность; - воспитывать умение сотрудничать, анализировать собственную деятельность и деятельность товарища; - воспитывать интерес к учебной деятельности.
Оборудование: Игрушки: кукла Королева Математики; шкатулка с письмом и заданиями, палочки Кюизенера; цифры, картинки - схемы с заданиями из альбома «Посудная лавка…» игра «Завершаем замысел мастера», карточки с примерами на каждого ребенка, лист с заданием из учебной тетради С. И. Агеевой «Обучение с увлечением» на каждого ребенка, цветные карандаши.
Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская и продуктивная. Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие. Демонстрационный материал : рисунки предметов, состоящих из палочек Кюизенера, карточки с заданиями, цифры.
Раздаточный материал : счетные палочки, картинки - схемы с заданиями из альбома «Посудная лавка…» игра «Завершаем замысел мастера», цифры, цветные карандаши, листы с заданиями.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Дети, встаньте в круг.
Рука другу, рука другу (Дают свою руку поочередно друг другу) Передай тепло по кругу (Качаем сцепленными руками) Мы друг другу улыбнемся, По тексту) Дружно вместе повернемся (Повернулись к гостям).
Давайте поздороваемся с нашими гостями.
А теперь давайте встанем вокруг стола. Посмотрите, что это такое интересное у нас на столе?
Ребята, сегодня утром в сад почтальон принес вот такую шкатулку, интересно, что в ней? Не открывается. А, я догадалась, чтобы она открылась вам нужно ответить на вопросы. (Я провожу математическую разминку :)
Назовите день недели который я пропущу: понедельник, вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье, (среда)
Назовите лишнее слово, которое я назову: один, два, круг, три, четыре, пять (круг)
Назовите число, которое я сейчас пропущу: 1,2, 3,4, 6, 7, 8, 9,10. (5)
«Назови одним словом» - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; - красный, синий, желтый, черный. (ответы детей).
Молодцы, ребята!
Смотрите,шкатулка открылась. Что же в ней лежит? Давайте посмотрим.
Ребята,какой интересный листок, давайте рассмотрим его повнимательнее. (Показываю детям листок)
Что здесь нарисовано? (Цифры. Разные, цветные.)
А я заметила, что они расположены без всякого порядка. А в пословице говорится: «математика ум в порядок приводит», а уж каждое число в математике имеет свой определенный порядок. Давайте назовём цифры по порядку и укажем их цвет. (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,цифры называются в цвете).
Кроме цифр здесь что-нибудь нарисовано? (Да. Палочки разного цвета.) А вот и письмо. «Дорогие ребята я приглашаю вас в гости в мою математическую страну. Но чтобы со мной встретиться надо выполнить все мои задания с моими любимыми волшебными палочками Кюизенера. Я вам предлагаю увидеть как используется математика в некоторых профессиях. С уважением Королева Математики». Ну что ребята принимаем приглашение Королевы Математики (Да)
Давайте вспомним, чем они похожи, чем отличаются? Что обозначает цвет каждой палочки и какой цифре он соответствует. Ответы детей: белая палочка - цифра 1, розовая палочка-цифра 2, голубая палочка-3, красная-4, желтая-5, фиолетовая-6, черная-7, бордовая-8, синяя-9, оранжевая-10.
Послушайте стихотворение о палочках.
Цифра 1-как первый снежок,
2-как самый красивый цветок,
3-небосвод над головой,
4-флажок, а по цвету, какой?
5-разукрашена как одуванчик,
6-фиалка в нашем стаканчике.
Цифра 7-темна как сажа,
8-цвет вишенки вкусной и спелой,
9-как колокольчик нежный,
10-как апельсин полезный.
Ребята, садитесь за столы. А вот и первое задание королевы: Давайте вы поработаете строителями, постройте лесенку от самой короткой, до самой длинной палочки.
(дети строят лесенку).Какого цвета палочка под номером три? А какой номер имеет палочка оранжевого цвета? Какой номер у палочки,которая находится между красной и фиолетовой?
Молодцы,ребята,справились с первым заданием.
Следующая карточка с заданием № 2. «По математической стране Королева Математики предлагает вам передвигаться на необычном поезде из цветных палочек. Сейчас вы будете работать составителями поезда. Наш поезд состоит из голубого, желтого и розового вагонов. При этом: голубой в середине, а желтый не является первым. Расставьте вагоны в указанном порядке (розовый, голубой, желтый)». (Дети строят поезд).
Который по счету розовый (желтый, голубой) вагон? Сколько всего вагонов в поезде? Сколько мест в каждом вагоне? (Ответы детей). А сейчас мы проверим ответы практическим путем: берем белые палочки и накладываем на вагончики каждого цвета. Сколько билетов продано в вагон …. цвета? Сколько пассажиров поедет в каждом вагоне? Почему? Как проверить, сколько пассажиров едет в … вагоне? Сколько пассажиров село в каждый вагон на вокзале? ( Ответы детей: в первом вагоне едет 2 пассажира, во втором вагоне едет 3 пассажира. В третьем вагоне едет 5 пассажиров). Сколько всего пассажиров едет в поезде. ( Ответы детей: всего в поезде 10 пассажиров). Мы можем проверить правильный ответ, подложив под вагоны полоску оранжевого цвета (10). Дети, всего 10 пассажиров в поезде, нас 12, значит кому-то не хватает места. Что будем делать? Дети: нужно прицепить еще вагон (розовый). Занимаем свои места и отправляемся.
Кирилл, в каком вагоне ты едешь? Какой вагон впереди (сзади). В какую сторону едет твой поезд (направо, налево). (Спрашиваю 3-4 детей)
Ребята, поезд наш разогнался, а чтобы нам не скучать, мы поиграем в игру: «Да-нет» - Суп едят вилкой? - На березе растут яблоки? - В пустой вазе есть конфеты? - Сейчас зима? - На руке пять пальцев? - Снег идёт летом? - Понедельник после вторника? - У квадрата есть углы? - День рождения 1 раз в году? - Сегодня четверг? (Ответы детей).
Молодцы! С заданием вы справились.
А сейчас третье задание от Королевы математики. Остановка физкультурная. Давайте сначала поиграем в пальчиковую игру.
Можешь пальцы сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять.
Один, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев, пара рук-
Вот твое богатство, друг.
А пара это как? (ответы детей)
А теперь давайте разомнем все тело.
Раз, два - рубим дрова.
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - надо присесть.
Семь, восемь - траву косим.
Девять, десять - поклон отвесим.
Ну вот мы размялись, можно выполнять следующее задание: Сейчас я предлагаю вам стать конструкторами посуды. Прежде чем изготовить посуду конструкторы делают чертеж. Но мастер-конструктор заболел, и заказ остался выполненным наполовину. Ваше задание его завершить. Вам нужно наложить палочки на чертеж, а вторую половину вы выкладываете самостоятельно симметрично первой». Предмет состоит из двух одинаковых половинок: левой и правой. (Раздаю детям картинки - схемы с заданиями из альбома «Посудная лавка…»
Давайте поиграем в игру «Завершаем замысел мастера». Найдите в нижнем правом углу изображение предмета посуды, которое хотел сделать мастер. Какую половинку успел сделать мастер? (левую, а какую половинку будете делать вы? (правую). Работать вы будете в паре. Раз, два, три – начни! Молодцы! Вы замечательно выполнили это задание. Итак, какой предмет посуды у вас получился? (Ответы детей).
А вот и карточка с 5 заданием. Теперь я вам предлагаю поработать бухгалтерами. Будем с вами мы считать, а наши палочки превратятся в нашего помощника - калькулятор. ( Раздаю детям карточки с примерами: 3+6, 3+7, 6+4, 4+3, 4+4, 5+5, 5+4, 3+3, 2+3, 3+5, 2+5, 7+2, 2+8, 6+2, 2+4.) Давайте решим примеры с помощью палочек Кюизенера, используя алгоритм состава числа. Какая палочка? (белая). Какую цифру обозначает(1) и т. д. до 10. (Повторяем цвета палочек и цифры определяющие их). А теперь посмотрите, как решать такие примеры. Пример: 6+4=10. Строим поезд из двух «вагонов» (фиолетовой и красной палочек, и под ними подбираем палочку одинаковой длины, в данном случае, оранжевая палочка обозначает число 10.
А теперь я предлагаю вам самостоятельно решить свои примеры. (Дети выполняют задание).
И с этим заданием вы отлично справились!
Давайте перейдем к 6 заданию Королевы.
Скажите, а как называется профессия человека, который рисует картины? Дети: Художник. А я предлагаю вам стать математическими художниками. (Раздаю листы с заданиями). Возьмите цветные карандаши. В левом нижнем углу найдите цифры в кружочке, закрашенные определенным цветом. Вам нужно соответствующим цветом закрасить все кружочки. Начинаем творить. (Дети рисуют).
Молодцы! Что у вас получилось? (фрукты.)
Правильно,это разные фрукты.
Смотрите, ребята, кто пришел к нам в гости! Это же сама Королева Математики!
(Появляется Кукла Королева Математики.) Кукла Королева Математики : Здравствуйте ребята. Вы справились со всеми моими заданиями. Молодцы! А вам понравилось путешествовать по моей стране? Что больше всего понравилось? Какое задание было для вас трудным? Какое задание было лёгким? (ответы детей). Молодцы! Вы очень старались. Ну, а теперь нам пора прощаться. У вас в саду будет второй завтрак, пора есть фрукты! До свидания, ребята, до новых встреч.
Давайте попрощаемся с Королевой Математики и скажем ей спасибо за интересные задания.
(дети прощаются с Королевой.)
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 10 до 1. (Дети считают хором)
Вот мы и в детском саду.
Мы в гостях у Королевы побывали,
Многое о профессиях узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
Ребята, куда мы сегодня совершили путешествие? Вам оно понравилось? (ответы детей). Чему вы научились новому? (ответы детей). Наше путешествие закончилось. Скажем всем до свидания. (Дети прощаются с гостями).