Ольга Жога
Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна
▼ Скачать + Заказать документы
«Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…»
Зимняя поэтическая экскурсия в лес в рамках экологического музыкального проекта
«Гармония музыки и природы»
Цель: Воспитывать у детей любовь к классическому литературному наследию, чувство прекрасного, любовь и интерес к родной природе; развивать наблюдательность у детей, чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, развивать речь детей, умение анализировать и сравнивать.
Предварительная работа:
Публикация «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна» размещена в разделах
беседы о зимнем времени года в рамках проекта и тематических недель, проведение интегрированного занятия «Зимние узоры», в рамках проектной деятельности, оформление листков «Поэтической тетради», посвященных зимнему времени года, разучивание стихотворений А. Пушкина, И. Никитина, С. Есенина.
Экскурсионное снаряжение: травяной чай, бутерброды, печенье - крекер, влажные салфетки, аптечка.
Примечание: Особенностью зимнего похода является то, что остановки в движении по маршруту не должны быть более 5 минут, необходимо следить за самочувствием и внешним видом ребят: цветом щек, носа, дыханием. Запланированные наблюдения можно проводить, сбавляя темп движения. Двигаться в колонне с интервалом 0,8-1 метр.
План – конспект экскурсии:
Вводная беседа:
- Как греет солнышко?
- Морозно или нет?
- Есть ли ветер?
- Идет ли снег? Сильный или нет?
- Есть ли иней на деревьях?
- А как сейчас в лесу, на нашей знакомой полянке? Мы были там осенью, теперь я приглашаю вас в зимний лес.
1. Вводная часть экскурсии:
- Вот мы и на месте. Давайте поздороваемся с лесом песенкой
Дети поют уже знакомую песенку – приветствие:
«Здравствуй, лес,
здравствуй, лес,
полный сказок и чудес!»
- Отгадайте загадку:
Прошла девушка Беляна – побелела вся поляна.
(снег выпал)
- Сейчас мы пройдемся немного по нашей полянке, но сначала я хочу напомнить вам правила поведения в зимнем лесу.
(ходить по дорожкам, уже протоптанным, не задевать кустов, потому что зимой замерзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, чтобы не пропустить следы на снегу, не напугать лесных жителей, услышать голоса леса, увидеть красивые пейзажи)
2. Основная часть:
Дети гуськом двигаются по лесной полянке, м. р. направляет внимание детей.
М. р. Мы были здесь осенью. Как же изменился лес за это время? Посмотрите кругом, найдите, что изменилось?
(Совсем не стало листьев на деревьях, земля укрыта снегом, не слышно птиц, в лесу все далеко видно, если посмотреть вверх, небо тоже хорошо видно)
Дети продолжают движение, м. р. читает стихотворение И. Сурикова «Зима»
И. Суриков
«Зима»
Белый снег, пушистый
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утром снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнца светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
- Поэты в стихотворениях представляли лес, уснувшим до весны великаном, сравнивая снег, засыпавший лес с одеялом.
3. Творческое задание «Что на что похоже» (развитие речи, воображения, фатазии)
- Давайте и мы пофантазируем, посмотрите вокруг:
- На что похоже синее зимнее небо? (Скатерть, полотно)
- А снег на земле? (На покрывало, перину)
- А снежинки? (Пушинки, искорки)
- Вспомните красоту осеннего леса, красив ли зимний лес?
(Зимний лес красив особенной, неповторимой красотой. Когда идет снег, весь воздух наполнен снежинками. Они летят, кружатся и опускаются на землю. Снежинки искрятся и блестят в воздухе, горят огоньками-алмазами на ветках деревьев и кустарников. Зимний лес в ясную солнечную погоду похож на хрустальный дворец.)
- Обратим внимание на снег на земле. Он называется снежный покров. Глубокий ли он? Измерим его палкой. Какую пользу он приносит всем растениям?
Снег, как книга, на которой можно многое прочесть. Давайте попытаемся это сделать. Что вы прочли?
Дети находят следы птиц, угадывают, чьи они.
4. Чтение стихотворений.
Дети останавливаются на короткое время. Выполняют дыхательное упражнение, учатся правильно дышать носом в зимнюю погоду (дыхание "носовое", но если ртом, то язык прижат к небу, воздух, обтекая его, нагревается, попадая в горло.)
Несколько детей читают стихотворения
А. Пушкин
(отрывок из стихотворения «Зимнее утро»)
…Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Иван Никитин
(отрывок из стихотворения «Встреча зимы)
Ночь прошла, Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах, на домах.
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из – под черных кудрей,
Словно рад он чему, -
И на ветках берез,
Как алмазы горят
Капли сдержанных слез.
….
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!
Для разогрева рук выполнить упражнение: на счет 1—2-3—4 — потряхивание руками вверху, 5 — резко сбросить руки вниз, 6-7-8 — покачать ими вперед - назад. Для разогрева ног сделать несколько махов вперед-назад ногой, держась друг за друга или подскоки на месте.
Продолжая движение, дети беседуют с педагогами.
5. Наблюдения за деревьями
- Посмотрите внимательно и определите, какие деревья вы видите? (елочки, сосенки, кустарники (малина, орешник, клены). Найдите березку.
Дети с воспитателем отыскивают в лесу березку и останавливаются здесь ненадолго. Из всех деревьев леса березка самая нарядная зимой. Ветки березки склонились под тяжестью снега, он висит бахромой, легким кружевом.
Ребенок читает стихотворение
С. Есенин
«Белая береза» (в сокращении)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Будто серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне
….
М. р. А теперь найдем елочку или маленькую сосенку.
Снег да снег кругом ложится,
Снег на солнце серебрится.
Только елочка стоит,
Вовсе летняя на вид.
(М. Рыльский)
Изменилась ли она с лета и осени? (Нет.) Она стоит такая же зеленая. Но на пушистых ветках лежит снег. Что мы видим на вершине сосны? (Шишки.) Кто питается семенами из этих шишек? (Дятлы, белки)
А вот деревце с красными плодами. Висят гроздья сочных ягод. Что это за деревце? (Рябина.) Кому рябина приготовила свое угощение? (Птицам.)
- Лес и зимой заботится о своих жителях, для маленьких птичек ягоды калины, рябины, шиповника, для крупных (клеста, дятла) семена шишек. А ведь мы тоже можем помочь лесу. Что нужно сделать для этого?
(повесить кормушки и сыпать туда зерна, крошки хлеба, кусочек сала прицепить для синичек)
М. р. :
Голодно, холодно,
Галки, воробьи!
Голодно, голуби,
Гуленьки мои!
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль!
(Е. Благинина)
6. Слово с движением «Птички проснулись»
- Давайте погреемся, скажем волшебные слова и превратимся в птиц:
- Раз, два – повернись, дети в птиц превратись!
Птички проснулись, И. п. основная стойка
Друзьям улыбнулись, Медленно поднимать руки вверх - вдох
Вверх потянулись. Опустить вниз - выдох
Птички проснулись, И. п. основная стойка, руки на поясе
Друзьям улыбнулись,
Влево – вправо повернулись. Повороты головы влево - вправо
Расправляют крылышки И. п. ноги на ширине плеч
Птички – невелички, Рывки руками – свести руки перед грудью, развести в стороны
Разминают крылышки
Воробьи, синички.
А теперь разбудим хвостик И. п. Ноги широкой дорожкой, руки в стороны
Повиляем им немножко, виляем бедрами влево - вправо
Чтоб за веточки держаться, И. п. основная стойка, руки на поясе
Нужно ножки разминать, Присели – руки в стороны
Их сгибать и выпрямлять. Встали – руки на пояс
Вот как птички потянулись И. п. основная стойка, руки перед грудью, пальцы сцепить в «замок»
Все они уже проснулись. Потянуть руки вверх, вывернуть «замочек», ладонями вверх, потянуться за руками.
Раз – два – повернись, птицы в детей превратись.
7. Небольшой привал: кушаем, пьем чай, заваренный на травах, приготовленный воспитателями, собираем вещи, остатки пищи раскладываем в кормушки, которые развешиваем на деревьях и убираем место стоянки. Воспитатели следят за самочувствием ребят, внешним видом, за правильным дыханием, проверяют одежду, Дети строятся в колонну, темп движения — средний. Во время движения м. р. рассказывает детям о том, как зимует синичка.
- Ребята, отгадайте мою загадку:
Пташка – невеличка
Беленькие щечки,
Серые лапки,
Чёрная шапка,
Фартучек желтенький,
Голосок тоненький.
Эта птичка – невеличка
Называется… (синичка)
- Каждая птичка делает себе запасы на зиму. Чёрный день страшен для всех. А вот собирать запасы можно по – разному. Можно только для себя, а можно – как чубатая синичка – для всех.
Запасают они жучков, паучков, мух, семена, ягодки, зёрнышки – всё подойдет. Была бы только удобной трещинка в коре, особенно под сучком, куда не пробьется ни дождь, ни ветер.
В лесу деревьев – не пересчитать, на каждом найдутся трещинки, куда прячет синичка свои запасы. А разве запомнишь эти тайники? Конечно, нет. Да это и не нужно: кладовые эти для всех. «Ты чьё – то склюёшь, а твоё – кто – то заберёт» - так думает синичка. «Ты для всех и все для тебя».
8. Дети выходят на опушку леса
На опушке:
- Ой, ребята, посмотрите, что то елочка стоит печальная, плохие люди сломали ей веточки, теперь она очень болеет. С каждым годом деревьев становится все меньше и меньше. Некоторые люди рубят и вывозят лес незаконно. А к новому году каждый старается поставить у себя дома настоящую лесную красавицу – ель. А для того, что бы выросло новое дерево, нужно очень много времени.
- Ребята, что нужно сделать, что бы на новый год не рубили в лесу елочки.
Ответы детей.
- Правильно. Ребята, можно купить искусственную елочку и она будет радовать вас на празднике не один год.
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вы запомнили? (дети делятся своими впечатлениями)
- Нам пришла пора прощаться с лесом. Споем лесу прощальную песенку
Дети поют:
«До свидания, добрый лес,
Полный сказок и чудес»
9. Дети и педагоги возвращаются в детский сад.