Алина Шаповалова
Оздоровление дошкольников через развитие выносливости «За здоровьем в городской парк»
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровление дошкольников через развитие выносливости
«За здоровьем в городской парк»
(проектная технология для детей средней, старшей, подготовительной групп ДОУ)
Гуляева Н. В., заведующий,
Шаповалова А. С. инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №5 «Березка»
г. Губкин Белгородской области
Публикация «Оздоровление дошкольников через развитие выносливости „За здоровьем в городской парк“» размещена в разделах
Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.
Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни.
Актуальность проекта заключается в следующем:
Детский возраст наиболее благоприятен для повышения выносливости;
Выполнение умеренной нагрузки в виде длительной ходьбы способствует совершенствованию физических качеств, как выносливость, и черт характера: сила воли, ответственность, упорство.
Проблема: частая заболеваемость дошкольников, быстрая утомляемость, низкая усвояемость учебного материала.
Цель:
Оздоровление дошкольников через развитие выносливости, повышение индекса здоровья воспитанников дошкольного учреждения на 7,5 % к июню 2017 года
Задачи проекта:
1. развитие физических качеств (выносливость, сила, ловкость, быстрота, координационных способностей;
2. укрепление продольных мышц спины с целью подготовки будущих первоклассников к ношению рюкзака;
3. укрепление функциональных систем: сердечно - сосудистой, дыхательной, центрально-нервной системы.
Способ достижения цели: внедрение в систему физкультурно – оздоровительной работы дошкольного учреждения еженедельных походов в старый парк для развития выносливости, как составной части всесторонней физической подготовки.
Результат проекта: к июню 2017 года индекс здоровья воспитанников дошкольного учреждения достиг уровня 19%.
Требования к результату:
- Разработан и утвержден график походов для детей среднего и старшего дошкольного возраста
- Организованы и проведены мероприятия в соответствии с утвержденным графиком по следующим направлениям:
- с педагогами;
- с родителями;
- с детьми;
- Проведена организационно-методическая работа по элементарному туризму с педагогическим персоналом дошкольного учреждения в форме мастер-класса, мини-лекции.
Участники проекта:
Воспитанники средней, старшей, подготовительной групп с основной группой здоровья, родители дошкольников, педагоги, старшая медсестра, станция юных туристов.
Предварительная работа:
Изучение литературы по элементарному детскому туризму; сбор информации по медицинским показаниям возрастных особенностей воспитанников ДОУ к физическим нагрузкам.
Обсуждение и составление плана маршрутов с остановками. Приобретение оборудования, необходимого для реализации проекта: рюкзаки, палатки, компасы, шагомеры, лыжи.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, предварительная работа, составление схем-маршрутов.
№ Мероприятия ответственные
1. Организация консультаций с педагогами ДОУ по элементарному туризму и по медицинским показаниям. Инструктор по физической культуре,
старшая медсестра
2. Подготовка документации по проекту: составление плана маршрутов с учетом увеличения физических нагрузок и длительности движения во время похода, согласование его со старшей медицинской сестрой; памятки правил поведения детей во время передвижения и в парковой зоне, инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, подбор наглядного материала по детскому туризму. Инструктор по физической культуре,
старшая медсестра, старший воспитатель, воспитатели
3. Анкетирование родителей на предмет отношения их к введению в двигательный режим дошкольников элементарного туризма. воспитатели
4. Консультация и мастер-класс методиста станции юных туристов по обучению туристическим навыкам и туристической технике. СЮТ
II этап. Практический.
Изучение маршрутов, подготовка снаряжения, проведение инструктажей по технике безопасности.
Маршрут № 1 (июнь)
ДОУ №5 улица Ленина аллея Героев улица Советская – остановка городской детский сквер улица Горького улица Комсомольская улица Победы – остановка у памятника Воинам - интернационалистам старый парк.
Нагрузка 0,2 кг
Маршрут № 2 (июль)
ДОУ №5 улица Ленина аллея Героев улица Советская – остановка городской детский сквер улица Горького улица Комсомольская улица Победы – остановка у памятника имени И. М. Губкина старый парк.
Нагрузка 0,5 кг
Маршрут № 3 (август)
ДОУ №5 улица Ленина – остановка ДЮСШ улица Комсомольская улица Победы – остановка у ротонды старый парк.
Нагрузка 0,7кг
Маршрут № 4 (сентябрь - ноябрь)
ДОУ №5 улица Ленина – остановка ДЮСШ улица Комсомольская улица Победы – остановка у ротонды старый парк.
Нагрузка 1 кг
Маршрут № 5 (декабрь – февраль)
ДОУ №5 улица Ленина аллея Героев улица Советская – остановка городской детский сквер улица Горького улица Комсомольская улица Победы – остановка у памятника Воинам - интернационалистам старый парк.
Нагрузка 1,5 кг
Маршрут № 6 (март - май)
ДОУ №5 улица Ленина аллея Героев улица Советская – остановка городской детский сквер улица Горького улица Комсомольская улица Победы – остановка у памятника имени И. М. Губкина старый парк.
Нагрузка 2 кг
Основные блоки работ проекта
Мероприятия с детьми:
№ Мероприятия ответственные
1. Семейный турпоход «Туристическая эстафета» Воспитатели, родители
2. Организация турпохода «Вместе с мамой, вместе с папой!» Воспитатели
3. Отдых в городском парке, наблюдения за изменениями в природе Воспитатели
4. Организация подвижных игр Губкинского района Воспитатели
5. Самостоятельная деятельность детей. Воспитатели
6. Организация турпохода «Юные туристы» Воспитатели
7. Организация лыжных прогулок «За здоровьем в старый парк»
Воспитатели
С родителями:
№ Мероприятия Ответственные
1 Участие в спортивной жизни города и дошкольного учреждения Родители
2 Распространение опыта ведения здорового образа жизни в семье среди родителей Родители
3 Беседы с родителями по теме Родители, педагоги
4 Организация совместной фотовыставки «Если с другом вышел в путь» Родители, педагоги
5 Оформление фотоальбома «Туристята» Родители, педагоги
С педагогами:
№ Мероприятия Ответственные
1 Организация консультаций по теме Инструктор по физической культуре
2 Помощь в создании накопительной папки с методическими рекомендациями по теме. Старший воспитатель
3 Помощь в организации предметно-развивающей среды Педагоги
4 Помощь в реализации мероприятий плана проекта. Педагоги
5 Помощь в активизации родителей Педагоги
III этап. Обобщающий.
На заключительном этапе проводим тестирование физических качеств, мониторинг состояния здоровья и заболеваемости, выводим индекс здоровья, проводим сравнительный анализ. В 2014-2015 году индекс здоровья по нашему учреждению составил 7,14%, в 2015-2016 году индекс составил 11,5%, а в 2016-2017 учебном году он должен повыситься до 19%.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Семья начинает придерживаться и активно пропагандировать здоровый образ жизни. Средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей. Все это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Библиографический список:
1. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., Мозаика-Синтез, 2008
3. Образовательная область познание «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» /Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. – М. : Мозаика – Синтез, 2012
4. Справочное пособие для ДОУ «Охрана здоровья дошкольников» / И. М. Ахметзянов. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
5. Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» / авт. -сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж, 2007.