Елена Тарасова
Проект «Юный гражданин» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Юный гражданин»
Тип проекта : информационно – познавательный, гражданско - патриотический
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2022 – май 2023)
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, родители, воспитатели.
Пояснительная записка
«Гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность – это основа человеческого достоинства»
Публикация «Проект „Юный гражданин“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
В. А. Сухомлинский
Если обратиться к Закону об образовании и непосредственно к задачам предъявляемым к образовательной области «Познавательное развитие», то можем отметить, важная роль в воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении отводится формированию у дошкольников представлений «…о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.» В свою очередь образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на «усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности». В соответствии с вышеизложенным следует, что колоссальное значение в воспитании подрастающего поколения имеет гражданско – патриотическое воспитание. Следовательно, у детей необходимо сформировать представления о том, что они существуют не изолированно от остального мира, что каждый из них – полноценный гражданин нашей большой Родины России, у всех есть свои права и обязанности, которые меняются в процессе взросления. У дошкольников необходимо воспитывать чувство любви к родителям, своей малой Родине Смоленску, Отечеству, уважение к друзьям, окружающим людям, традициям.
Рассматривая понятие «гражданственность», В. А. Сухомлинский отмечал, что гражданственность предполагает :
- осознание человеком своей принадлежности к обществу и потребность действовать в соответствии с нравственными требованиями и нормами коллективной жизнедеятельности;
- осознание социальных последствий своего поведения и деятельности;
- стремление к самовыражению и потребность везде во всем быть человеком – гражданином.
Дошкольное образование – это первая ступенька формирования у детей представлений об общечеловеческих ценностях, время установления общепризнанных норм взаимоотношений с окружающими людьми, формирования чувств сострадания и толерантности, а также понятия об уникальности каждого.
Патриотическое воспитание - это многогранный процесс, и основой его В. А. Сухомлинский считал «видение мира». Надо связывать ребенка «тысячами тончайших нитей» с Отечеством. Педагог должен заботиться о том, чтобы в сознании ребенка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир.
Гражданское воспитание – это, прежде всего, личностно-ориентированное воспитание, направленное на развитие социальных свойств дошкольника.
Актуальность проекта
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В национальной доктрине образования дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.
Важно уже в дошкольном возрасте формировать у дошкольников осознание себя гражданами России. Ведь именно в дошкольном возрасте у детей формируются первые простейшие представления об устройстве государства. Необходимо сформировать чувство любви и бережной заботы о Родине, героическом прошлом наших предков. Красной нитью через всю образовательную деятельность проходит поддержка детской инициативы, создание ситуации успеха, направленных в первую очередь на осознание и принятие каждого ребенка самого себя в качестве полноправного члена общества.
Цель проекта : формировать у детей основы гражданско-патриотического воспитания
Задачи:
Образовательные:
• формировать у дошкольников представления об их гражданских правах и обязанностях;
• формировать у детей знания об известных гражданах России через изучение названий улиц города Смоленска;
• формировать знания о государственной символике РФ, Смоленске;
• формировать знания о праздниках России;
• формировать у дошкольников знания о малой родине городе Смоленске, её историческом прошлом.
Развивающие:
• продолжать развивать познавательные способности детей;
• развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
• развивать речь детей, активизировать словарь новыми словами: документы, гражданин России, свидетельство о рождении, паспорт, национальность.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к Родине, чувство гордости своим гражданством;
• воспитывать интерес к истории России, к истории города Смоленска;
• прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим;
• побуждать детей к положительным поступкам и делам;
• воспитывать гражданскую ответственность.
Материалы и оборудование: картинки с изображением герба, флага, аудиозапись гимна России, глобус, свидетельство о рождении, демонстрационный материал «Права ребенка».
Принципы и подходы, используемые в работе:
1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
2. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
3. сотрудничество с семьей;
4. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
5. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
6. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
7. создание развивающей предметно – пространственной среды;
8. пополнение мини - музея «Моя родная сторона, Смоленщина моя» новыми экспонатами. (коллекцией кукол народов России, изготовление макетов предметов (печь, ухват, изба, сундук, колодец и т. д.)
Предполагаемые результаты:
1. У дошкольника сформированы знания о понятии гражданин.
2. У детей сформированы представления о гражданских правах и обязанностях.
3. Сформированы знания о государственных символах: гимн, герб, флаг.
4. У дошкольников сформированы первичные знания об истории возникновения Смоленска;
5. Сформированы знания о различных национальностях, проживающих на территории России;
6. У дошкольников сформированы чувства любви и заботы о своих близких.
Формы реализации проекта :
• занятия;
• беседы;
• занятия в мини-музее «Моя родная сторона, Смоленщина моя»;
• оснащение предметно-пространственной среды;
• работа с родителями;
• прослушивание аудиозаписи «Гимн России», гимн Смоленска.
Этапы проекта
этапы Содержание
1 этап - диагностический
- постановка цели;
- поиск формы реализации проекта;
- мониторинг воспитанников;
- подбор методической литературы;
- разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности;
- пополнение музея «Моя родная сторона, Смоленщина моя»;
- подбор дидактических игр по теме;
- изготовление наглядного материала.
2 этап - практический
- организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой и практической деятельности;
- работа над частями проекта;
- выставка совместных творческих работ;
- выставка художественной литературы;
- оформление уголка «Права ребенка».
3 этап - итоговый - продукт проектной деятельности : картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию, картотека игр по правовому воспитанию;
- папка - передвижка «Гражданские права детей»;
- презентация проекта
Содержание работы
Месяц Тема Содержание
Сентябрь
Я гражданин России
Беседы «Гражданственность», «Ответственность»
Символы России: флаг, герб, гимн.
Беседа «Важные даты России»
Дидактическая игра «Россия» (символика России)
Составление флага РФ из кубиков Никитина
Прослушивание аудиозаписи «Гимн РФ»
Октябрь Улицы моего города
Тематическое занятие «День города Смоленска»
НОД «История возникновения Смоленска», «Крепостная стена»
НОД «История улицы Глинки»
Виртуальная экскурсия по улице Багратиона.
НОД «Улица Нормандия Неман»
Беседа «Достопримечательности Смоленска»
Выставка «Улица, на которой я живу» творческие работы детей с родителями
Ноябрь Мир людей
4 ноября «День народного единства»
НОД «Дружба начинается с улыбки»
Беседа «Лица народов мира», «Индивидуальность»
Чтение «Цветик - семицветик»
Беседа «Права человека»
Консультация для родителей «Конвенция о защите прав ребенка»
Раскраски людей разных национальностей.
Декабрь Право ребенка на имя, отчество и фамилию.
Право ребенка жить и воспитываться в семье
Беседа «Что означает твое имя?»
Дидактические игры «Моё имя, когда я стану взрослым», «Назови ласково».
Сказка «Похищенное имя»
Беседа «Не нужен и клад, коли в семье лад»
Чтение: стихотворение «Заболел сынок», «Мой папа»,
сказка «Добрый волшебник»,
рассказ «Сестры».
«Я и моя семья» творческие рассказы.
Консультация для родителей «Родительские ярлыки»
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Январь Право ребенка на медицинское обслуживание Беседа «Что помогает человеку быть здоровым».
Чтение стихотворений: «Зачем соблюдать режим?», «Я хочу здоровым быть».
Чтение: сказка «Зарядка и простуда», «Как кот Федот Иру развеселил», «Айболит».
Проблемная ситуация «Я заболел»
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Февраль Защитники Отечества.
Право ребенка на защиту Беседа «Защита детства», «Мой дом – моя крепость»
Сказка «Паукан Пауканыч»
Утренник «День защитника Отечества»
НОД «Защитники Отечества»
Рисование «Письмо солдату»
Лепка военной техники
Консультация для родителей «Джентельмен или последний бойскаут»
Сюжетно – ролевая игра «Кинологи», «Разведчики»
Март Все профессии важны.
Право ребенка на бесплатное образование. Право на информацию. Беседа «Для чего мне учиться?»
Стихотворения: «В детском саду»,
«Скоро в школу».
НОД «Все профессии важны»
Рассказ для детей «Труд».
Консультация для родителей «Василиса Премудрая или Золушка».
Чтение сказки «Царица информация».
Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Парикмахерская»
Апрель Права и обязанности ребенка НОД «Права юного гражданина города Смоленска»;
Беседа «Долг, честь, достоинство»
Викторина «Мои права»
Дидактическая игра «Чьё право нарушено» (по сказкам)
Консультация для родителей «Как развивать у ребенка чувство ответственности»
Май «Мы – за мир!»
Победный май Беседа «Моя поляна детства – Смоленск»
НОД «День Победы», «Города герои. Смоленск»
Стихотворения «Малая Родина», «Золотое детство», «Старый дом».
Чтение стихотворений о мире.
Игра «Добрые дела»
Список литературы:
1. Г. А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина», АРКТИ, 2005г.
2. О. И. Давыдова, С. М. Вялкова «Беседы об ответственности и правах ребенка», ТЦ «Сфера», Москва, 2010г.
3. Т. А. Шорыгина «Беседы о правах ребенка», ТЦ «Сфера», Москва, 2009г.
4. Интернет - ресурс