Прокопова Наталья Алексеевна
Конспект НОД «Юные туристы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему: «Мы - туристы».
Цель: Формировать у детей представление о туризме, как форме активного отдыха.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Познавательное развитие».
Задачи: Дать детям представление о туризме, его видах.
Закрепить правила поведения в лесу.
Публикация «Конспект НОД „Юные туристы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
Учить детей действовать в чрезвычайной ситуации (отстал от группы туристов, заблудился в лесу).
Упражнять в правильном подборе необходимых предметов для похода.
Познакомить с разными типами костра (“Шалаш”, “Колодец”, “Таежный”, “Звездный”, “Нодья”).
Учить детей складывать костер, используя способ «Колодец», «Звездный»
Воспитывать положительное отношение к туризму.
ПУТИ РЕШЕНИЯ: рассказ воспитателя, сопровождающийся показом картинок; создание проблемной ситуации, побуждающей детей показать свои знания в умении вести себя на природе; беседа воспитателя «Как себя вести, если ты потерялся?»; дидактическая игра «Что возьмем с собой в поход?»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Физическое развитие».
Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Развивать физические качества: ловкость, гибкость, равновесие.
Воспитывать самостоятельность.
ПУТИ РЕШЕНИЯ: беседа воспитателя о положительном влиянии туризма на общее состояние организма человека; перешагивание через мягкие бруски, ходьба между конусами, перешагивание по кочкам, ходьба приставным шагом по канату.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Развитие речи».
Развивать связную речь в общении с воспитателем и детьми, обогащать словарный запас.
Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия.
ПУТИ РЕШЕНИЯ: беседа воспитателя во всех моментах НОД; использование художественного слова: загадка, речёвка.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Социально-коммуникативная».
Воспитывать ответственное отношение к природе, развивать любознательность, поддерживать инициативу и самостоятельность.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, побуждать оказывать помощь друг другу в походе.
ПУТИ РЕШЕНИЯ: ходьба по дороге с препятствиями, действия детей при разведении и погашении костра.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Художественно-эстетическое развитие».
Продолжать развивать умение воспринимать звуки природы, умение передавать свои эмоции.
ПУТИ РЕШЕНИЯ: слушание аудиозаписи «Звуки леса».
Методические приемы: словесные (беседа, рассказывание, распоряжение и команда, художественное слово, песня, анализ, оценка); наглядные (показ упражнений, показ картинок, имитация, практические (упражнения,конкретные задания, помощь); игровые (сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижные игры, сюрпризный момент).
Предварительная работа:
Разучивание речевки туриста.
Беседа «Кто на чем путешествует»
Беседа с детьми о правилах поведения в лесу.
Словарная работа: турист; поход, привал, преодолевать.
Оборудование и материалы: Рюкзак, картинки с изображением предметов: одеяло, теплые носки, шапка, перчатки, хлеб, банка консервы, крупа, сахар, соль, чай в пакетиках, ложка, плошка, металлическая кружка, тарелка, стакан, чайник походный, бинт, вата, йод, зеленка, пластырь, салфетки, спички, фонарик, утюг, кукла, пластилин, электрическая плойка, ветки для костра.
Дорожка препятствий: мягкие бруски, конусы, кочки для перешагивания, канат. Кольца среднего размера на каждого ребёнка.
Место проведения: Спортивный зал.
Время проведения: 10.35
Одежда: спортивная.
Ход занятия.
Речевка:
В. : 1,2,3,4 Кто шагает с рюкзаком?
Д. : Мы – туристы!
В. : Кто со скукой не знаком?
Д. : Мы – туристы!
В. : Кто в дороге целый день?
Д. : Мы туристы!
В. : Кто не знает слово лень?
В. : Мы туристы!
В. : Эй, ребята!
Д. : Тверже шаг.
В. : Что турист берет в дорогу?
Д. : Песню, ложку и рюкзак!
В. : Кто отстал?
Д. : Не отставай!
В. : Кто устал?
Д. : Не унывай!
В. : Кто идти захочет с нами?
Д. : Нас скорее догоняй!
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: Слушайте внимательно, Стёпа приготовил для вас загадку
На себе он тяжесть носит,
А устанет, назем бросит,
По лесам и по полям
Тащит больше, чем весит сам …
Воспитатель: Правильно, это турист.
Воспитатель: Ребята, кого называют туристами?
(туристами называют людей, которые любят ходить в походы).
Воспитатель: А зачем людям походы?
(туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться природой, стать сильными, смелыми, закаленными, выносливыми).
Воспитатель:
-Ребята, на чем люди путешествуют? (ответы детей)
В зависимости от того, на чем люди путешествуют, туризм делиться на разные виды.
- Назовите виды туризма.
-Конный, водный, лыжный, велосипедный, горный, автотуризм, мототуризм, пеший.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я хочу предложить вам стать туристами.
-Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в пеший поход.
-Маршрут нашего похода – лес.
А знаете ли вы, что в лесу тоже есть свои правила, как и в любом нашем с вами доме. Как себя нужно вести в лесу? Что можно делать?
Дети: Гулять и любоваться красотой природы; слушать пение птиц; наблюдать за миром природы, купаться и загорать; отдыхать, играть на природе.
Воспитатель: Чего нельзя делать на природе?
Дети: Мусорить, ломать кусты и деревья, топтать муравейники, разорять птичьи гнезда, забирать животных домой, рвать редкие растения, шуметь в лесу.
Воспитатель: да, молодцы, и мы отправляемся в путь!
Воспитатель:
- Ребята, а что нужно взять с собой в поход (ответы детей)
- Посмотрите, я приготовила рюкзак для похода. Помогите мне собрать рюкзак. Игра «Собери рюкзак туристу»
( дети рассматривают картинки: покрывало, тёплые носки, шапку, перчатки.)
Дети рассказывают о назначении каждой вещи, объясняют, почему эти вещи надо брать в поход и складывают в рюкзак.
-Ребята, а какие продукты возьмем с собой? (консервы, хлеб, сахар, крупы, соль, чай в пакетиках.)
Дети рассказывают для чего эти продукты, что из них можно приготовить.
-Что еще нам надо взять с собой? (металлическую плошку, ложку, кружку, стакан, тарелку, чашку, котелок)
Дети объясняют, что из этих предметов можно брать, а что нет и почему. Укладывают в рюкзак картинки с изображением предметов : продукты и посуду.
Воспитатель: Ну, вот рюкзак собран, мы отправляемся в пеший поход.
На пути могут встретиться различные препятствия, например: лес, река, горы, болото. И как настоящим туристам, вам необходимо эти препятствия преодолеть.
В колонну по одному за мной стройся! Сначала станут девочки, а за ними построятся мальчики. Мальчики более сильные, выносливые, поэтому они будут завершать колонну. Готовы? Шагом марш!
Здесь препятствия: упавшие деревья через реку их нужно будет перешагнуть; лес обойдем змейкой друг за другом, чтоб не заблудиться; болото мы пройдем, перепрыгнув с кочки на кочку; а так же впереди нас ждет обрыв, который мы пройдем по канату приставным шагом.
«Полоса препятствий»
«Перешагивание через мягкие бруски»;
«Ходьба между конусами»;
«Болото» (прыжки с кочки на кочку);
«Ходьба приставным шагом по канату»;
Воспитатель: Вот мы и в лесу! Как здесь красиво, чистый воздух, прекрасные звуки леса!
(Создает видимость, что мы заблудились) Что делать? Проблемная ситуация…
-Но, если вдруг вы отстали или заблудились в лесу, какими будут ваши действия? (ответы детей).
Воспитатель:
- Прежде всего, не следует бояться. Страх – плохой помощник. Нужно дать о себе знать. Как это сделать? (звать на помощь, кричать «Ау!»). А ну-ка, как вы это будете делать (дети зовут на помощь). Но постоянно и долго кричать не надо – быстро устанешь. Поэтому в поход нужно брать с собой свисток.
Для того чтобы вас побыстрее нашли, нужно выйти на поляну. Так легче спасателям увидеть потерявшегося с вертолета. Нужно, чтобы вас было и видно и слышно.
- Главное помнить, что потерявшегося будут искать, пока не найдут. Все запомнили?
Ребята, а для того что бы в походе туристам было легко ориентироваться, что нужно? (Ответы детей).
И у нас с вами карта и компас тоже есть. (Показывает карту, рассматривают).
Воспитатель: Полоса препятствий успешно преодолена. И мы с вами вышли на поляну, где можно будет отдохнуть и поиграть. Давайте поделимся на две команды.
Воспитатель: Нам понадобится костёр. - Сегодня я вас научу разводить костер типа: «Колодец» и «Звёздный»;
- Как правильно развести костер? (Убрать верхний слой земли, положить сухой травы, а сверху выложить из веток колодец и звёздный.)
Игра «Сложи костер»
(дети складывают по образцу два вида костра «Колодец», «Звездный»). Беседа чем можно затушить костер? (водой залить, присыпать землей).
Подвижная игра «Поймай бабочку»
На привале, можно поиграть, чем я и предлагаю вам заняться (водящий подбрасывает мяч и говорит «солнышко» бабочки летают, водящий говорит «пошёл дождь» бабочки запрыгивают в кольца разложенные на полу, у каждой бабочки своё кольцо. Водящий пытается мячом попасть в детей-бабочек.)
Воспитатель: К сожалению, не все люди, приходя отдыхать на природу, убирают за собой мусор. И наша природа от этого очень сильно страдает.
Эстафета «Мусор»
Нашу поляну нужно будет убрать от мусора, а сделаем мы это с помощью грабель. Граблями, загребаем кубик-мусор, до корзины, грабли передать следующему участнику.
Воспитатель: Мусор собрали, поляну прибрали. Какие вы молодцы!
Воспитатель: - Ребята, вот и закончился наш поход в лес, пора нам возвращаться обратно в детский сад.