Оксана Пенкина
Экскурсия в мини-музее «Чудо-дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
познакомить детей со свойствами и разнообразием деревьев, с изделиями из древесины, ремеслами.
Задачи:
-Учить детей видеть взаимосвязь между деревьями, растениями и животными.
-Показать детям какую роль играют деревья в жизни людей.
- Развивать умение определять и анализировать свойства качества материала, его особенности.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
познавательное, социально - коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Экскурсия в мини-музее „Чудо-дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Предварительная работа:
Изготовление макета дерева. Подбор экспонатов: изделия из дерева (игрушки, посуда, домашняя утварь, из бересты, шишки, семена деревьев. Рассматривание фото, картинок о лесе, о парках, о деревьях. Наблюдения на прогулках.
Ход.
Воспитатель сообщает детям: сегодня в нашу группу пришло СМС сообщение от сотрудников музея «экскурсия в музей «Чудо-дерево» откладывается по причине заболевания экскурсовода.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, может мы проведём её сами?
Варианты ответов детей (конечно, можем провести сами)
Воспитатель: А, где мы её можем провести?
Варианты ответов детей (Мы можем её провести в группе, на улице и т. д.).
Воспитатель: Хорошо, я согласна с вами провести экскурсию в нашей группе, так как у нас всё для этого есть. Тогда сейчас я буду вашим экскурсоводом, а вы будете моими помощниками и посетителями. (Правила поведения в музее обговорить)
Сегодня наша экскурсия посвящена «Чудо -дереву».
Приглашаю вас ребята в мини-музей «Чудо-дерево»,мы вместе попробуем выяснить,почему же люди называют дерево Чудом?».
-Приглашаю вас пройти в экспозиционный зал.
-Пройдёмте.
Перед детьми макет дерева, стеллажи с экспонатами. Пока дети рассматривают общий фон музея, воспитатель рассказывает.
-Дерево есть повсюду, его легко обрабатывать, а изящные изделия из него пригодны для различных целей. Из дерева делают красивые сувениры, подарки, используют для оформления интерьера. (Показ сувенирных изделий, различных предметов для оформления интерьера).
- Древесина бывает твёрдой и мягкой. Эти свойства учитываются при изготовлении разных вещей. Поделки делают из разных частей дерева.
–Из каких частей состоит дерево? (корни, ствол, ветки, листья, плоды, семена) Бывает, что корень, ветка или сучок долго хранит какую-то тайну.
Сейчас ребята загадают нам загадки о частях дерева, а мы с вами будем отгадывать и искать предметы из той или иной части дерева.
Загадка (1):
Под землёю мы живём
Влагу дереву несём. (Корни)
Рассматривают поделки из корней. Делятся впечатлениями, фантазируют.
Воспитатель: Ребята запомните, что корни для поделок нужно брать только сухие, а здоровые корни нельзя трогать, потому что дерево может погибнуть. Загадка (2):
Дерева одёжка
Ствол хранит надёжно. (Кора)
Воспитатель: - Как вы думаете, из коры какого дерева есть здесь экспонаты? (Берёза).
Кора берёзы называется береста, один из самых красивых и прочных материалов для изготовления украшений и плетней. Не зря в старину говорили, что берёза поит, кормит, обувает, одевает и красотой своей глаз восхищает.
Найдите, что здесь сделано из бересты?
(Рассматривают посуду, обувь и различные плетёные изделия).
-Это лапти. Раньше в старину люди носили такую обувь. Их плели из лыка- мочала, оно находится под корой у дерева. Не очень удобна была такая обувь. Потому что она жесткая, много дырочек- ноги промокнут, зимой холодно
- А вот всеми вами любимые игрушки-матрешки, дудочки, свистульки. Здесь представлены игрушки народных умельцев. Из чего сделаны они? (Из дерева, они деревянные)
-Под корой у дерева находится древесина, это хороший материал для строительства, изготовления мебели, деревянных поделок.
Загадка (3):
Летом листочками мы зеленеем
Осенью листья слетят – опустеем
Знают ответ на вопрос этот детки (Ветки)
Рассматривают, делают выводы, делятся впечатлениями. Находят экспонаты из веточек.
Загадка (4):
Детки расселись на ветках
В коричневых рубашках
С орешками в кармашках (Шишки).
- Я вас приглашаю поиграть с шишками «Кто быстрей»
(Воспитатель обходит с ведерком детей, каждый берет по шишке и встает в круг.
Я вас приглашаю поиграть с шишками «Спрячь шишку» (детям раздаются шишки, под музыку дети бегут по кругу, а воспитатель убирает несколько шишек, кому не хватило - тот выбывает из игры).
Рассматривают дети поделки из шишек.
Загадка (5):
В этот гладкий коробок
Коричневого цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета (Жёлудь).
Воспитатель: -И шишки и жёлуди - это подарки деревьев, их семена. Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны, и я хочу задать вам вопрос: Почему мы называем дерево Чудом? (Ответы детей.)
-Верно, наша жизнь на планете Земля без деревьев была бы не возможной. Итак, давайте вспомним, для чего нам нужны деревья: • для строительства; • для очищения воздуха; • для питания (плоды) человека; • как дом и стол для птиц и зверей; • для изготовления деревянной утвари; • для забавы (игрушки, музыкальные инструменты).
Воспитатель : Деревья — это строители, музыканты, повара, художники. Вот как много профессий имеют деревья. Вот какое богатство таит в себе наш лес. А люди бережно относятся к деревьям? (Ответы детей.) Не всегда. А что значит — «бережно относиться к деревьям?». (Ответы детей.) Конечно, рыхлить землю вокруг них, поливать, не ломать веток, кормить птиц. А еще, ребята, бережное отношение к деревьям — это и бережное отношение к деревянным предметам, которые нас окружают. Ой, сколько же интересного мы сегодня узнали и увидели в нашем музее. Как точно мы его назвали «Чудо – дерево» .
Воспитатель. - Предлагаю пройти в зал экспериментов. Здесь мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое дерево, его свойства. Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
Правила поведения в лаборатории.
1. Ничего не делать без разрешения воспитателя.
2. Внимательно слушать воспитателя.
3. Быть аккуратным.
4. Не спешить.
5. Не бегать и не толкаться.
Одеваем фартуки (подходим к столам)
Опыт №1: Как вы думаете дерево тонет в воде или нет? Опустите в воду разные предметы и посмотрим,что произойдёт. Что можно сказать о деревянных предметах? Они тонут или нет? Вывод: Дерево в воде не тонет (поэтому из него делали пароходы,лодки, корабли)
Опыт №2 -А сейчас следующий опыт «Звучит-не звучит» У вас на столе лежат ложки. Из чего они сделаны (дерева,металла)Давайте возьмём деревянные ложки и постучим друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий? Затем с метал. Ложками. Вывод: Метал издаёт звонкий звук, а дерево –глухой. Это ещё одно свойство дерева.
Опыт №3 Следующий опыт» Лёгкий-тяжёлый» Давайте проверим,какой материал самый тяжёлый? Возьмите в одну руку камень,в другую брусок. Что вы чувствуете? Вывод: Дерево легче чем камень.
-Какие же свойства дерева мы узнали,проделав эксперименты? Дерево не тонет,легче чем камень, издаёт глухой звук.
Воспитатель: Работа в зале экспериментов закончилась. Протрите руки салфеткой, снимите форму исследователей. -Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как дерево.
-Следующий зал – видеозал, здесь мы познакомимся с «Удивительными деревьями» (фильм – презентация).
Какие необычные деревья вам запомнились больше и почему? (ответы детей)
Воспитатель: -Важно ли то, что мы узнали? Почему, для чего нам это?
Что для Вас было самым интересным, какой из залов, мы узнаем после вашего голосования. У меня есть звёзды- зелёная звезда- экспозиционный зал, голубая звезда- зал экспериментов, а жёлтая звезда- видео- зал. Сейчас подумайте и сделайте свой выбор.
Наша экскурсия окончена. До свидания!