Надежда Степанова
Конспект занятия с детьми 5–7 лет «Экскурсия в зимний парк»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад» «Светлячок».
ПГТ Калашниково. Тверская обл.
Подготовила воспитатель:
Степанова Надежда Александровна.
Конспект познавательно – исследовательское занятие с детьми 5- 7 лет.
Тема: «Экскурсия в зимний парк»
Виды детской деятельности:
Музыкально – художественная, игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Публикация «Конспект занятия с детьми 5–7 лет „Экскурсия в зимний парк“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Цель: сформировать представления детей о состоянии деревьев и трав зимой; об их приспособленности к изменению условий зимней погоды.
Задачи:
Образовательные:
Учить различать деревья по стволу и кроне;
- расширять представления о почках деревьев и их предназначении в жизни дерева.
- учить детей сравнивать, анализировать, делать обобщения.
Развивающие:
Развивать умение находить почки, сравнивать почки разных деревьев, делать анализ и выводы;
- развивать наблюдательность, связную речь, умение рассуждать.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к деревьям и эстетическое восприятие зимней природы.
Материалы:
Лупы, план экологической тропы. Почки тополя, вязи, палки, веточки тополя с почками. Стол, карандаш, рейки.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций; чтение познавательной литературы; наблюдение за деревьями.
Ход занятия
Воспитатель: На улице очень холодно- зима. Животным и растениям уже не живётся так же хорошо, как летом. Я хочу вас пригласить в парк. Посмотрим, как живётся в нём растениям и животным. Хотите посмотреть? (Ответы детей.)
Воспитатель: пойдёмте посмотрим. (Дети выходят, им преграждает путь пёс Барбос.)
Пё с Барбос: Рррр, я пёс Барбос, не пущу вас, пока не отгадаете загадки.
Воспитатель: Ребята, отгадаем загадки! (да) Загадывай пёс Барбос.
Пё с Барбос: Слушайте внимательно.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
И на санках прокатила… (зима)
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
Пё с Барбос: Молодцы, все загадки отгадали. Вот вам план, по которому вы дойдёте до парка и не заблудитесь. До свидания!
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на план вместе, туда ли мы попали. (Дети изучают план.)
Воспитатель: Правильно пришли. В парке красиво в любое время года. Какое сейчас время года? (Ответы детей) Откуда вы знаете, что сегодня в природе зима? (Ответы детей.) Какие приметы зимы мы видим здесь? (Небо серое, солнышко не греет, холодно, всё покрыто снегом, деревья голые стоят, не слышно пение птиц.)
Воспитатель: Правильно. Всё покрыто снегом, деревья голые стоят, не слышно пения птиц. Почему деревья голые? (Деревья сбросили листву и находятся в состоянии сна.) Как вы понимаете слова: «деревья спят»? (Очень холодно, мало светит солнце, вода замёрзла, и деревья в это время не могут расти, поэтому они приспособились спать, но, как только станет тепло, опять оживут.) Ребята, а как же определить, как называются деревья, когда нет листьев? (По коре ствола и строения коры.) Давайте подойдём к этому дереву. Вы узнали это дерево? (Ответы детей.) Посмотрите на тополь. Что есть у тополя? (Ответы детей.) Какая кора у этого дерева? Потрогайте. (Она гладкая.) Какая она по цвету? (Серого цвета.) Куда тянется крона? (Крона тянется вверх.)Какое это дерево по высоте? (Достаточно высокое.) Возьмите лупы и посмотрите на кору. Что вы видите? (Есть трещины на коре.) Правильно.
Воспитатель: Ребята, пойдёмте, посмотрим на дерево клён? Вы его мне покажете? (Ответы детей.)Посмотрите, что есть у этого дерева? (Корень, ствол, крона.)Потрогайте кору, какая она? (Гладкая, серая.) А у этого дерева крона как растёт? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, пойдёмте, посмотрим на дерево вяз. Вы его мне покажете? (Да.) Какая крона у вяза? (Тёмная, шершавая.) Потрогайте и приглядитесь, что вы ощущаете? (Ответы детей.)
Воспитатель: посмотрите внимательно на крону с лупой, что вы видите? (Много трещин на коре.) Чем отличается кора клёна от коры тополя? (Ответы детей.) Какая крона у вяза? (Очень много тонких веточек.) Чем отличается крона вяза от других деревьев? (Ответы детей.) А чем они похожи друг на друга? (Ответы детей.) Теперь вы знаете, как можно различить деревья в зимний период.
: Сейчас, ребята я вам покажу что – то интересное. Что вы заметили на ветках? (Бугорки.) А как вы думаете, что это? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте уточним, так ли это. Я каждому из вас дам по веточке и полочке. Рассмотрите их и скажите, чем веточка отличается от палочки. Снимите варежку и раскройте почку на веточке. (Дети рассматривают строение почки, обсуждают увиденное между собой.) Что такое почка? (Туго свёрнутые маленькие листочки.) Давайте рассмотрим почки внимательно. Какие они по размеру? (Ответы детей.) Какие по цвету? (Коричневые.) Какие они по форме? (Круглые.) Как почки расположены на веточках? (Ответы детей) А почему они покрыты плотными коричневыми чешуйками? (Они защищают нежные листочки от дождя, снега и холода.)
Воспитатель: Ребята, а почему ваше пальто не расстёгиваются на ветру? (Они застёгнуты.) а почему чешуйки не раскрываются на ветру?
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на чешуйки и свои слипающие пальчики. Что вы ощущаете, чем покрыты чешуйки? (Чешуйки склеены специальной смолой, которое выделяет дерево.)
Теперь вы знаете, что за бугорки на ветках. Что же это? (Почки.) Чем они покрыты? (Чешуйками.)
Воспитатель: Внимательно посмотрите на почки. Одинаковые ли они на всех деревьях? (Разные.) Чем отличаются? (Размером, формой.) Каждая - уникальная. Ребята, посмотрите, какие почки вы здесь видите? (Крупные и маленькие, значить, листья будут на деревьях разные – большие и маленькие.)
Воспитатель: Внимательно посмотрите вокруг и по форме определите. С какого дерева или куста взяты почки, которые мы сейчас рассматриваем? (Дети рассматривают окружающие растения, находят дерево.) Молодцы! Это дерево называется? (Тополь.) Летом вы видели его с листьями, а теперь запомните, как оно выглядит без них. Поищите, есть ли здесь ещё такое дерево? А у вас почки были, с какого дерева? (Вяза) Ребята, мы с вами видели разные деревья. Скажите, как они приспособились переносить суровые условия зимы? (Ответы детей.) Как вы думаете, а где сейчас трава? (Ответы детей.)
Воспитатель: Вы думаете, что погибла. Давайте проверим.
А у меня есть лопатки. Мальчики, раскопайте снег до самой почвы.
Воспитатель: Посмотрите, что вы видите? (Трава не вымерзла.) Какая трава поцвету? (Зелёная.) Снег для неё, как одеяло, не пропускает к земле сильный холод. Что осталось в почве живым? (Корни, корневища, семена.) А теперь засыпьте раскопанное место опять снегом, чтобы трава не замёрзла.
Ребята, сейчас мы свами проверим, одинакова ли глубина снега в разных местах. Разделитесь по парам. Каждой паре я дам рейку и карандаш. Вы будете ходить по парку, втыкать рейку в снег в разных местах, стараясь достать до почвы, и рисовать карандашом черту, отмечающую уровень снега. Сейчас я покажу вам, как это сделать правильно. Один из вас держит рейку, другой – карандаш (показ.) Старайтесь найти места, где снег очень глубокий, средний и где почти его нет (Дети выполняют задание, которые заменяют физкультминутки.) Покажите палочки. Одинакова ли глубина снега в разных местах? (Ответы.) Где лучше сохраняется трава – где много снега, или там, где мало? Почему? Давайте полюбуемся красотой нашего парка. Посмотрите на деревья. Можно увидеть каждую веточку, как они прогнуты, переплетаются между собой. Посмотрите, как красиво зима укрывает деревья и кустарники, Как всё блестит, как искрится на солнце. Как красиво вокруг! Эту красоту надо беречь. Зимой все ветки становятся хрупкими, с ними надо обращаться аккуратно, их нельзя ломать, весной и летом они будут радовать нас.
Заготовила зима
Краски все для всех сама,
Полю – лучшие белила,
Зорям – алые чернила,
Всем деревьям чистые
Блёстки серебристые.
Целый день зима куёт
На реке зелёный лёд.
В. Фетисов
Какое растение вам больше нравится? (Ответы детей.) Почему? (Обратите внимание на цвет, блеск, оттенки, запах.) Ребята, я хочу с вами поиграть в игру «К названному дереву – беги!» Мы разделимся на три группы. Я назову подряд три дерева. 1-ая группа бежит к тому дереву, которое названа первым, 2-ая бежит ко второму, 3-ая группа-к третьему. Слушайте внимательно: тополь, вяз, клён.
Воспитатель: Молодцы! По каким признакам вы определили эти деревья (Ответы детей.) Ребята, вам понравилось в парке? А что нового и интересного вы узнали? Какие молодцы!