наталья казанцева
Опыт работы «Экосистема в дошкольной организации»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
"Экосистема в дошкольной организации"
"Мир, окружающий ребёнка,
– это прежде всегомир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе,вечный источник детского разума"
В. Сухомлинский.
Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету и это стремление нужно развиватьуже с детства.
Публикация «Опыт работы „Экосистема в дошкольной организации“» размещена в разделах
Экологическое образование стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики, т. к. именно в этот возрастной период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитанияв детском саду заключается в формировании начал экологической культуры: бережного отношения ребенка к окружающей его природе, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, осознания себя и других людей как части природы.
Педагоги нашего детского сада ведут постоянную углублённую работу, направленную на реализацию конкретных задач экологического воспитания:
- сообщение, закрепление и обогащение знаний об окружающем мире;
- формирование привычки заботиться о природе и её обитателях;
- развитие умения находить взаимосвязи между явлениями, объектами и делать выводы;
- воспитание любви к природе родного края.
В нашем детском саду применяются различные формы работы по экологическому воспитанию дошкольников : ежедневныенаблюдения за явлениями в природе и в процессе ухода за растениями, специально организованные игровые и обучающие ситуации, целевые экскурсии, праздники и развлечения, творческие мастерские, природоохранные акции и субботники, опыты, эксперименты и т. д. Кроме того систематически проводятся занятия о сезонных изменениях в природе, о животных, проживающих в различных экосистемах, о растениях, растущих в разных климатических зонах, на улицах и парках родного города, на территории детского сада. Большое внимание педагогами ДОУ уделяется совместному с детьми изучению экологических пространств на территории детского сада.
Углублённая работа по изучению экосистем (лес, луг, водоем, степь и др.) подчинена одной цели – показать ребёнку, что любой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязейи его потеря может вызвать непредсказуемые последствия. В процессе изучения любой экосистемы можно выделить три уровня экологических знаний:
- объекты природыбез каких - либо связей;
- объекты природы во взаимосвязи (так, узнавая, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания или может определятьсязначение одного объекта для другого, например, значение леса для реки и т. д.);
- процессы, влияющие на объекты (рассматриваютсяво-первых, сезонные явления, в основе которых лежит действие естественных факторов; во-вторых, следствия, вызванные деятельностью человека)
Для практического изучения объектов и явлений природы на территории детского сада педагогами и специалистами ДОУ была созданаучебная экологическая тропа.
Экологическая тропа – это специально разработанный и оборудованный маршрут в природу. Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение 40 лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников, трав и мхов, чтобы наглядно показать детям отличительные особенности разных жизненных форм растений.
Территория нашего детского сада достаточно большая, поэтому мы воссоздали на нем фрагменты естественных растительных сообществ, характерных для нашей Кировской области - лес, луг, поляна, водоем. Это помогает педагогам знакомить детей с представителями местной флоры и фауны, лесными и луговыми экосистемами. Дети могут наблюдать разнообразие насекомых, беспозвоночных животных в естественных для них условиях обитания, так как они связаны с определенными растениями, особенностями питания и проживания.
В естественные объекты экологической тропы входят:
1. Деревья - клен (остролистный, татарский, липа мелколистная, береза пушистая, бородавчатая, ель обыкновенная, лиственница,рябина,дуб, сосна, кедр, рябина.
2. Кустарники - сирень, шиповник, облепиха, акация.
3. Старые пни.
4. Луговые травы
5. Лесные травы
5. Березовая роща.
6. Сад – яблоня, слива, вишня.
7. Муравейники.
8. Бревно.
В стилизованные и специально созданныеобъекты экологической тропы входят:
1. Цветники.
2. Альпийская горка.
3. Скворечники.
4. Кормушки для птиц.
5. Детская метеостанция.
6. Сельский двор.
7. Детский огород.
8. Уголок лекарственных растений.
9. Уголок леса.
10. Поляна насекомых.
Экологическая тропа постоянно обновляется. В настоящее время на ней растут почти все деревья нашей природной зоны. Наши воспитанники научились распознавать деревья по листьям, по стволу, чему способствовали не только наблюдения, но и организация дидактических игр «Отгадай дерево по листу», «Подбеги к дереву, которое назову», «Угадай по описанию» и т. д
Каждую осень проводится конкурс «Сказочная кормушка», в котором с удовольствием принимают участие дети вместе с родителями. Кормушки, сделанные своими руками, размещаются на каждой прогулочной площадке. Выходя на улицу, малыши никогда не забывают вынести корм. Во время наблюдений за птицами, прилетающими к кормушкам, дети могут назвать их, определить особенности их поведения, но самое главное - дети понимают, что жизнь птиц, особенно зимой, когда им трудно добыть пищу, зависит от нас.
Практические наблюдения в естественных условиях в процессе "путешествия" по тропепомогают расширить и углубить знания детей, полученные на занятиях. Но главное состоит в том, что с малых лет наши воспитанникипостигают неразрывное единство природы и человека, приходят к осознанию того, что дикая природа живет по собственным законам, обходясь без помощи человека.
Территория ДОУ – это своего рода экосистема, но уже не искусственно созданная, т. к. все связи, характерные для естественной экосистемы, не оборваны и не изолированы друг от друга. Эта экосистема является устойчивой, способной к самовозобновлению, так как она находится в естественной среде обитания.
Помещения детского сада – это тоже своеобразная экосистема, напоминающая город в миниатюре. Как и город, она существует за счёт поступления энергии и ресурсов, а его главные обитатели - люди (воспитатели и дети, растения, окружающие их.
В ДОУ много разнообразных растений, за которыми наблюдают и ухаживают дошкольники. Цветы в помещениях детского сада играют не только эстетическую роль, улучшая наше настроение, но и увлажняют, оздоравливают воздух, выделяяполезные вещества – фитонциды, убивающие микроорганизмы. Чем больше растений, тем чище помещение, больше в нём кислорода и меньше микроорганизмов. Комнатный воздух хорошо очищает хлорофитум, герань. Растения, поглощая вредные газы, очищают воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Причём, чем хуже качество воздуха для человека, тем лучше для растения. Некоторые комнатные растения используют как лекарства, например, алоэ и каланхоэ, листья которых прикладывают к нарывам, а сок принимают внутрь при различных внутренних болезнях. от выращенного на подоконнике лука мы получаем витамины.
Одной из экосистем в ДОУ является «Огород на окне», который может оставаться зелёным круглый год. Дети совместно с воспитателями сеют в нём зерновые культуры, наблюдая затем за их ростом, анализируя лучшие условия для всхожести и для качественного роста. Источником витаминов для детишек является выращенный на подоконнике лук.
В зависимости от возраста воспитанников, в группах располагаются искусственно созданные мини – экосистемы :многоярусность лесной экосистемы, пищевые цепи, водоем, луг,пустыня,берег Ледовитого океана. Это даёт возможность наглядно и доступно донести до детей разнообразие окружающего мира.
Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательного интереса детей, является эффективным фактором экологического воспитания в ДОУ. Коллективом нашего дошкольного учреждения достигнуты определенные успехи в данном направлении. Хотелось бы на них остановиться:
1. Диплом лауреата окружного конкурса «Красивая школа – 2008» II степени в номинации «Лучшая территория образовательного учреждения»
2. Благодарность от администрации города Вятские Поляны Кировской области за большой вклад в экологическом воспитание детей дошкольного возраста.
3. Диплом I степени областного конкурса «Красивая школа – 2015» в номинации «Сады природы».
4. Благодарственное письмо за активное участие в областном конкурсе экологических и гражданских инициатив «ЭкоГрин» и специальной номинации «Экология в литературе» - в 2015 году.
5. Сертификат участника в международном игровом конкурсе «Человек и природа» - 2017 год.
6. Личное участие педагогов ДОУ вместе с воспитанниками в экологических олимпиадах, конкурсах, публикациях от муниципального до международного уровня.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Накопленные знания у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они необходимы как условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Оглянитесь вокруг себя, осмотрите свои помещения, ведь в каждом из названных мест есть свой микромир, своя экосистема, созданная искусственным или естественным путем. И мы, люди, живем в этой среде, рядом с маленькими её обитателями - животными, растениями. И наши души, как растения: упадёт в землю семечко, прольётся дождик, пригреет солнышко и семечко проросло! Всем нужна забота - и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и даже всемогущему человеку. Забота Природы! А чтобы этой заботы хватило на всех, нам необходимо её беречь!