Меркульева Оксана Валерьевна
Экономическое воспитание детей в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга»[1].
Публикация «Экономическое воспитание детей в семье» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Одна из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования направлена на решение формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности [2].
Развитие социальных качеств включает в себя развитие экономической культуры детей дошкольного возраста. Экономическая культура личности детей характеризуется первичным представлением об экономических понятиях и их составляющих.
Первичные понятия основ финансовой грамотности детей происходит в раннем возрасте. Поэтому успех формирования финансовой грамотности во многом зависит от родителей. Ведь именно в семье ребёнок впервые знакомится с понятием «деньги», «траты», «экономия» и др., с их функцией и назначением. Именно в семье закладывается основа для предпосылок формирования финансовой грамотности детей. И роль родителей является основополагающей в экономическом воспитании детей.
Формирование основ финансовой грамотности ребёнка начинается с того момента, когда родители первый раз приводят его в детский сад и говорят, что не могут остаться с ним, т. к. им нужно идти на работу «зарабатывать денежки». С этого времени дети понимают, что для того, чтобы иметь «денежки», нужно работать. Формируются позитивные установки к различным видам труда. Роль родителей в этот период – развить у детей интерес к трудовым действиям. Трудовые действия должны быть посильны для возраста ребёнка.
Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться в игре и очень рано. В младшем дошкольном возрасте самостоятельно осуществлять трудовые действия ребёнок ещё не может, это делается совместно с родителями. Например, совместно с мамой моет посуду, подметает пол, пылесосит; с папой выносит мусор, чистит снег. Затем задачи усложняются. Список трудовых действий увеличивается, некоторые из них ребёнок может выполнять самостоятельно. Начинают складываться первичные представления о труде взрослых. Ребёнку нужно объяснить, что он отвечает за порядок в игрушках, за их целость. За чистоту и порядок в том месте, где он играет.
С 5 лет появляется понимание роли труда в обществе и жизни каждого человека. С этого возраста дети осваивают взаимосвязь таких понятий, как «труд продукт деньги». С этого возраста дети осваивают такие экономические понятия как семейный бюджет, экономия, коммунальные платежи, скидки, цена (стоимость) и др. В этом возрасте дети могут самостоятельно выполнять посильные трудовые действия, у детей могут появиться трудовые обязанности в семье. Но эти трудовые обязанности должны быть ребёнку не в тягость, а в радость. Ребёнок должен понимать важность и значимость своих обязанностей, поэтому родители должны хвалить детей, но в меру, чтобы ребёнок не воспринимал похвалу как должное. Родители не должны бояться делать ребёнку замечания за плохо выполненную работу, но делать это нужно осторожно, чтобы в дальнейшем не отбить у ребёнка желание трудиться. В этом возрасте дети очень любят «помогать» своим родителям в какой – либо работе. Ни в коем случае нельзя отвергать эту помощь, боясь того, что ребёнок что - то испортит или намусорит. Иначе ребёнок поймёт, что его труд не важен и ничего не стоит, что могут обойтись без него и в дальнейшем откажется от любого труда в семье.
Очень часто возникают такие жизненные ситуации, в которых родители могут объяснить своему ребёнку «что такое хорошо, а что такое плохо». Например, когда дети не ценят того, что им покупают родители или дарят. Когда дети эти вещи не ценят, ломают, портят. Задача родителей в этот момент – объяснить своим детям, что нужно уважать любой труд, бережно относиться к его результатам, что нужно одинаково уважать труд людей различных профессий – политиков и уборщиц, учителей и дворников, врачей и продавцов. Любой труд ценен и важен для общества. Нужно раскрыть детям взаимосвязь труда, его результата, экономики и нравственности.
Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные, зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.
Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, СМИ и т. д. — представляют еще более широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе экономических. Надо иметь в виду, что дети, особенно дошкольники, воспринимают события, происходящие в широком социальном контексте, через призму семейного отношения к ним [3].
Первые экономические познания дети получают в семье т. к. одной из основных задач семьи является хозяйственно – экономическая деятельность. Это необходимое условие жизни и развития семейных отношений. Семейное экономическое воспитание преимущественно по отношению к другим формам общественного образования. Оно выигрывает авторитетом родителей и силой семейных традиций. Экономическое воспитание в семье индивидуально, направлено непосредственно к ребёнку, в отличие от экономического воспитания в дошкольном учреждении, где объектом воспитания является группа детей.
Основной задачей экономического воспитания является подготовка ребёнка к жизни в существующих социальных условиях. Поэтому родителям нужно сформировать у ребёнка убеждение, что экономические интересы семьи и общества едины; нужно обучить умениям рационально организовывать трудовую деятельность; привлекать к ведению домашнего хозяйства, распределению семейного бюджета; прививать бережное отношение к личному и общественному имуществу.
Экономическое воспитание детей в семье – систематическое и целенаправленное воздействие взрослых членов семьи и всего семейного уклада на формирование у детей уважительного отношения к труду во всех его проявлениях, к рачительному отношению к личному и общественному. Именно в семье закладывается основа экономического воспитания детей, воспитывается бережливость, экономность, рачительность, хозяйственность порядочность и милосердие.
Список используемой литературы
1. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности; Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования / МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / https://t880248.dou.obrazovanie33.ru/ 3 стр.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
3. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности; Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования / МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / https://t880248.dou.obrazovanie33.ru/ 5 стр.