Татьяна Кузьмина
Консультация «Экология, что это такое»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;
Проанализировать состояние экологического воспитания детей дошкольного возраста и наметить пути совершенствования в данном направлении;
Установить тесное сотрудничество между педагогами.
Теоретическая часть.
«Экология» образовано от греческого – «экос» - дом, «логос» - наука, т. е. экология в широком смысле этого слова – наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой»
Публикация «Консультация „Экология, что это такое“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Правила игры: всем участникам разделиться на 2 команды, путём выбора цвета фишки. Время подготовки к конкурсу: 1-3 минуты. Жюри оценивает каждый конкурс и подводит общий итог.
№1 «Приветствие» (2-3мин)
Придумать название команды в виде цветка нарисовав его (А-4, ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ, приветствие и пожелания команде соперников.
№2 «Задание» разминка
Набор вопросов для каждой команды, за 2 минуты ответить на большее количество вопросов:
* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
* Наука о животных. (Зоология)
* Самая высока трава? (Бамбук)
* Где у кузнечика уши? (На ногах)
* Наука о растениях. (Ботаника)
* Пингвин птица или животное? (Птица)
* Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)
* Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
* Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет сигнал опасности)
№3 «Задание» Как, по вашему мнению, можно сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста? (2-3мин)
Сформулируйте свою цель из приведенных вариантов:
• Цель экологического воспитания дошкольников – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.
• Цель экологического воспитания дошкольников – формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
• Цель экологического воспитания дошкольников – изучение детей объектов живой и неживой природы, то что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.
• Цель экологического воспитания дошкольника – познание живого во взаимоотношении со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
(Цель экологического воспитания в современном ДОУ — создание условий становления начала экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.)
№4 «Задание» Методы
А). Перечислите практические методы экологического воспитания детей дошкольного возраста
(Игровой метод, труд в природе, элементарные опыты и моделирование).
Условия необходимые для экологического воспитания детей?
(Групповые уголки природы, экологическая комната,
лаборатория, экологическая тропа, огород, сад, зимний сад, цветник, участок детского сада, метеостанция).
В). Перечислите словесные методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
(рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседы)
Перечислите разнообразные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию?
(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)
№5 «Задание»
Послушав определение скажите, что это такое :
- целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании это…. метод является ведущим.
(Наблюдение)
Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ. (Облака, ветер, солнце)
На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?
(На воспитателе, который, не ограничиваясь непосредственно-образовательной деятельностью, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей. И на родителях)
№6 «Задание»
«Решение педагогических ситуаций»
Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.
Сегодня я хочу Вам предложить решить разные педагогические ситуации на экологическую тему. Итак, …
Первая ситуация: В детском саду произошё л случай: группа детей увидели кузнечика, кричали «саранча», прыгали, играли с ним. Один ребёнок раздавил ногой кузнечика на глазах у остальных. Дети в недоумении.
*Ваша реакция на действия детей?
Вторая ситуация: В саду идет подготовка к Новому году. В музыкальном зале уже украсили елку. Весело и радостно проходит новогодний праздник, но тут к воспитателю подходит 6-ти летняя Кира и спрашивает: «- Анна Ивановна, а почему елку срубили, ведь нельзя ломать и губить деревья. Ведь после праздника выкинете».
*Ваши действия?
Почему экологическим воспитанием ребенка нужно заниматься с самого раннего возраста?
(Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Как писал А. В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать». Поэтому, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства)
№7 «Задание» «Как растения и животные предсказывают погоду».
Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
1. Паук усиленно плетет паутину к – (к сухой погоде).
2. Уж на дороге греется – (перед дождем).
3. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
4. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
5. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
6. Из березы течет много сока к – (к дождливому лету).
7. С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
8. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
№8 «Задание» И подводя итоги нашей игры, проведём рефлексию «Поляна экологических знаний» (фишки)
Педагоги кладут на стол фишку синего цвета, если по пункту, зачитанному мной, достигнут положительный результат, кладут фишку красного цвета – если нет.
1. Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.
2. Вы доказали детям взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.
3. Наблюдения за живым в природе проводятся вами постоянно.
4. Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети.
5. На вашем участке имеются кормушки.
6. Вы с детьми летом собирали корм для птиц.
7. Дети знают о пользе насекомых и бережно относятся к ним.
8. В группе есть библиотечка книг о природе.
9. Дети знают стихи на тему бережного отношения ко всему живому.
10. В группе оформляется наглядная агитация для родителей по эковоспитанию.
Всё это положительные результаты в вашей работе.
Надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.
Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!