Светлана Заварухина
«Экология без границ». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Весенние хлопоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. образовательная: Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах нашего города.
2. развивающая: Развивать мышление, речь.
Продолжать учить строить высказывания типа рассуждений.
Развивать умение строить причинно-следственные связи.
Продолжать учить понимать образный смысл загадок, пословиц
3. воспитательная: Воспитывать доброе отношение к птицам
Воспитывать чувство сопричастности к труду и общему делу, связанным с заботой о птицах (изготовление кормушек, кормление птиц, посадка деревьев и так далее)
Методы и приемы:
Публикация «„Экология без границ“, Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Весенние хлопоты“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сюрпризный момент, художественное слово, звукозапись, поощрение, наблюдение, беседа.
Предварительная работа:
Изготовление кормушек, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций, презентация «Зимующие птицы нашего края», отгадывание и придумывание
загадок о птицах, наблюдение за птицами.
Материал:
Кормушки, изготовленные детьми и родителями, костюмы птиц (грач, сорока, скворец, скворечник, конспект, звукозапись с голосами птиц, семена и листочки от разных деревьев, альбом загадок «птицы России» составленный воспитателем и детьми.
Ход совместной деятельности:
Предлагаю детям устранить беспорядок в игровом уголке и затем пойти на прогулку. В это время за дверью слышится звонкий щебет птиц.
Воспитатель: Ой, что это? Ребята, вы слышите? Что-то очень шумно стало за нашей дверью. Как вы думаете, что там могло случиться?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте откроем дверь и все выясним.
(за дверью трое детей, из другой группы. На них костюмы-Сороки, Грача, Скворца)
Что у вас случилось?
Сорока: Как что? Как что? Вы разве не видите, что весна к нам не спешит.
Говорят она и вовсе не придет.
Воспитатель: Про тебя сорока даже дети знают, что ты большая мастерица
придумывать всякие небылицы и по всему свету их разносить. Мы с детьми
даже загадку про тебя сочинили.
«И стрекочет и ворчит.
Все как будто - бы ворчит.
На кого- то сердится,
То ли просто сплетница.
Нет ее речам ни границ, ни срока.
Эта птица белобока, а зовут ее.» (сорока)
Сорока (обиженно) : А вот нет. Это не я придумала. Это вот он, грач, в клюве принес. Я только всего на всего возмущаюсь. Ну, просто безобразие.
Воспитатель: Уважаемый грач, а вы то с чего придумали, что весны не будет?
Грач: Я придумал? Ну, уж нет. Я как всегда первым прилетел. Уже всем давно известно, если я прилетел, значит?
(ответы детей)
Я прилетел, на проталинку сел. Стукнул клювом раз, стукнул два, а там что-то твердое и червей нет.
Воспитатель:Все правильно. Дети,где проталинки всегда появляются первыми?
(ответы детей)
Воспитатель:Молодцы дети! Вот видишь,уважаемый грач,ты сел на проталинку,которая появилась на дороге, а там асфальт.
Грач: Я же этого не знал. Я очень испугался, что весна не пришла. Значит, земля не оттает и птицам не чего будет есть. Вот я и стал возмущаться.
Сорока: Все так и было. Я мимо пролетала и все слышала.
Воспитатель: Сорока, но не все, что слышишь надо разносить по всему свету. Иногда это следует проверять. «Доверяй да проверяй», «Не верь своим ушам, а верь своим глазам»- так говорят в народе.
Скворец: Я эти пословицы тоже слышал.
Воспитатель:Дети,а вы догадались, как зовут эту птицу? Послушайте загадку.
«Наступила весна.
Птиц настала пора.
Вот и он прилетел.
На скворечник свой сел.
О весне он поет.
Солнце в гости зовет.
Это птичий певец,
А зовут его люди.» (скворец)
Скворец: Какая замечательная загадка. Все в ней правильно.
Воспитатель: Скворушка,мы о тебе еще стихотворение знаем.
(дети читают по желанию)
«Говорит скворец соседу:
Улетаем в эту среду.
Далеко на юг летим,
Замерзать здесь не хотим.
Ты ж, воробушек, зимой,
Охраняй скворечник мой.
Ладно, Скворушка, лети,
Осторожней будь в пути.
От друзей не отставай,
Край родной не забывай.
Буду рад, коль снова летом,
Будешь ты моим соседом».
Скворец: Ну просто, как про меня писали. Я тоже на юг улетал и сосед у меня был - воробей. Только вот вернулся я недавно обратно, ни соседа, ни скворечника моего не осталось. Один только шест остался. Дети, а вы знаете, что такое шест?
(ответы детей)
Воспитатель: Наши дети знают загадку.
(показываю слайд)
"На шесте дворец, во дворце певец"
(скворец)
Скворец: Да, мой скворечник и правда, на дворец был похож. Ну а петь мне совсем что-то не хочется.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, почему скворцу петь не хочется? (ответы детей)
Сорока (ворчит) : Дворец, дворец, Где он твой дворец?
Вое - ль: Это у тебя надо спросить, ты же все знаешь.
Сорока: Вот видите и я пригодилась. Знаю, знаю. Все расскажу. Я зимой часто к жилищу людей прилетала, с другими птицами пообщаться. Ведь голуби, воробьи, синицы и снегири тоже зимой поближе к людям переселяются.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, зачем они это делают?
(ответы детей)
Сорока: Я с ними тоже иногда у вас на участке обедала, если в лесу ничего не находила поесть. Снега в лесу этой зимой было много, да и очень она морозная для нас птиц была.
Скворец и Грач: Видно вам здесь нелегко жилось.
Сорока: Да уж нелегко.
Вое - ль: Птицам, что в лесу жили, им действительно трудно было. Тем, которые ближе к людям перебрались, мы, как могли, помогали. Сделали для них разные кормушки.
Давайте пойдем на улицу, и мы вам их покажем, а то нам с вами так интересно общаться, что мы чуть о прогулке не позабыли.
(на улице предлагаю всем поиграть в игру) подвижная игра «Раз, два, три к кормушке Иры беги»)
(Около кормушки. Дети рассказывают птицам, с кем и как они мастерили
кормушки, из чего они сделаны - бутылки, коробки, банки и так далее)
Воспитатель: Да дорогие птицы, наши дети и их родители приняли активное участие в акции «Кормушки для птиц».
Скворец: Грач, а ты обратил внимание, оказывается коробки не обязательно выбрасывать на улицу, из них получаются отличные удобные кормушки.
Сорока: Ваши дети молодцы. Кормушки сделали, да и корм для нас птиц не забывали приносить: хлебные крошки, кусочки сала, пшено, семечки и так далее.
А я однажды пролетала мимо вашего детского сада и видела, как какой-то мальчишка-школьник, уронил две кормушки. Мало ему видно, так он еще и твой скворечник изломал, воробья напугал. Потом пошел, как ни в чем не
бывало.
Грач: А ты то, что молчала?
Сорока: Я молчала? Да я больше всех кричала. Так он сделал снежок и в меня кинул. До сих пор страшно подумать, что бы со мной было, если бы он попал в меня? (ответы детей)
Воспитатель: К счастью этого не случилось, а такие мальчишки редко встречаются. Взрослые и дети знают, что птицам и так нелегко приходится, а уж зимой и ранней весной и подавно.
(Скворец опустил голову, Грач его утешает)
Грач:Не переживай, что-нибудь придумаем.
Воспитатель: Ни чего придумывать не стоит. Дело в том, что папы наших детей к каждой весне делают новые скворечники. Один из них мы и прикрепим на твой шест.
Скворец:Вот спасибо вам.
Грач:Как я рад за тебя, Скворец,и за вас,ребята, рад, что вы такие добрые, заботливые. За это мы с Скворцом будем ваш огород от вредителей охранять.
Сорока: А уж я то, как рада, так рада! Пожалуй, я тоже здесь поселюсь. Только вот на каком дереве еще не решила.
Грач: А ты у ребят спроси, они тебе обязательно подскажут.
Воспитатель: Давайте с нами в игру играть «С чьей ветки детки?» и тогда вы все узнает.
(Играем в игру. У дерева дети говорят название, хвойное или лиственное, где находятся семена)
Сорока: Хорошая игра. Теперь я все деревья на вашем участке знаю: липа, береза, ольха, тополь.
Грач:Про рябину забыла.
Воспитатель: Да у нас на участке разные деревья, но мы сегодня решили с ребятами еще клен и ель посадить.
Сорока: Это еще зачем? Нам и этих хватит.
Воспитатель: Дети, ответьте для чего нужно деревья сажать?
(ответы детей)
Воспитатель: А еще для того, чтобы вас - птиц, здесь еще больше селилось,чтобы вам было СЫТНО,а нам с вашим пением веселей.
(Читаю стихотворение)
«Давайте, друзья,
Везде, где живем,
Деревья посадим,
Сады разведем.
Давай те же будем
К тому мы стремиться,
Чтоб нас всех любили.
И звери и птица.
И доверяли повсюду бы нам
Как самым лучшим и верным друзьям.» Дети, возьмите лопатки, ведерки с водой и саженцы.
(Объясняю последовательность высаживания саженцев)
Воспитатель: Вот и закончились наши хлопоты. Ребята, а можно назвать их приятными? Почему?
«Сделал дело, гуляй смело».
Птицы:Спасибо вам, дети, за заботу, за ваши знания и умения. Вы играйте и гуляйте, а мы полетим заселяться в свои домишки и будем радовать вас своим пением.
(Птицы улетают, звучит звукозапись «Пенье птиц»)
Воспитатель: Дети, почему птиц называют «наши меньшие друзья»?
(ответы детей)
И взрослые, и дети знают такие слова «Младшим надо помогать и не надо обижать"