Приложение МААМ

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

Наталья Мостовских
Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы

«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Мостовских Н. Ю., воспитатель, первая квалификационная категория

Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края? Кому как не детям близок и понятен мир природы. Многие дети не знают названия цветов, деревьев, растений, насекомых, животных, которых могут встретить. Поэтому родители и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться ее красотой, внести свою лепту в дело сохранения и приумножения богатства природы. Именно поэтому я занялась экологическим воспитанием дошкольников посредством ознакомления с природой родного края.

Темочки:

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Исходя из вышеперечисленного поставила цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

Решала следующие задачи:

- расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;

- формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;

- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого сам воспитатель должен жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отличают положительные и отрицательные действия взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Проанализировав цель и задачи, спланировала работу по трем направлениям: работа с воспитанниками (реализация программы студии «Юные друзья природы», взаимодействие с родителями, с педагогами.

Разработала программу студии «Юные друзья природы».

Данная программа разработана для занятий с детьми старшего дошкольного возраста(5-7 лет).

Цель программы: - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи программы:

- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среде.

Ожидаемые результаты на слайде:

В процессе посещения студии воспитанники :

- имеют представления и соблюдают элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);

- проявляют интерес, доброту к природным явлениям и объектам;

- имеют представления о растениях и животных их характерных признаках; о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе; об охране природы; о наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы; о значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

- соблюдают правила поведения в природе; обеспечивают уход за растениями уголка природы; обладают навыками пересадки растений и ухода за растениями цветников.

Для оценки уровня сформированности представлений и умений у воспитанников разработаны критерии и показатели.

Определены формы и методические приемы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- викторины, конкурсы.

- продуктивная деятельность детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Составлено учебно – тематическое планирование студии «Юные друзья природы»

Занятия студии проводятся один раз в неделю во второй половине дня.

Одним из важнейших условий системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильно организованная развивающая предметная среда, способствующая развитию личности ребёнка. Главной задачей данной среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и самооценки природы. Решая эту задачу, в группе организована образовательная, развивающая, экспериментальная, игровая зоны.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, необходимыми условиями их роста и развития, для наблюдений труда в природе.

Имеется природоведческая литература, дидактические пособия, игры экологического содержания, лепбук.

На территории детского сада имеется экологическая тропа, она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.

Экскурсии — особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. На прогулках можно организовать игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки т. д. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями проводим опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

В течение всего года с детьми веду постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ведь наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. По наблюдениям идет обсуждение с детьми погоды, параллельно рассматривая иллюстрации о погоде, анализируем происходящее. Ведем наблюдения в тетрадях О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», учимся понимать символы, находить нужные клеточки и обозначать значками или рисунками явления природы. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными.

Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.

В детском саду проводятся конкурсы: «Ах, лето», «Необычный урожай года», «Огород на окне», «Времена года», акция «Цветник» и т. д.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую традиционные формы (консультации, беседы). Также родители помогают нам в оформлении красивой клубы, экологической тропы, помогают на огороде (для наблюдения детей за овощными культурными растениями).

Для педагогов провела открытый показ непосредственной образовательной деятельности «Что такое Новый год?» в декабре 2020 учебного года, в старшей группе.

Педагогам представлено сообщение из опыта работы на МО (методическое объединение, май 2021.

А также провела консультацию для педагогов на тему «Экологические пространства», в октябре 2021.

Анализируя результаты развития детей по экологическому воспитанию по разделу «Ребенок открывает мир природы», можно отследить положительную динамику.

Это говорить о том, что были грамотно созданы условия проведения экологического воспитания на этапе дошкольного детства.

Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края»Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Ольга Андреева Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Макет "Дикие животные. Лес.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных»Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных» Экологический проект по теме "В мире животных". Актуальность темы: Дети имеют недостаточные представления о животных, и их детёнышах, особенностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края
Опубликовано: 16 марта 2022 в 14:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мостовских (УИ 418192) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД