Наталья Мостовских
Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Мостовских Н. Ю., воспитатель, первая квалификационная категория
Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края? Кому как не детям близок и понятен мир природы. Многие дети не знают названия цветов, деревьев, растений, насекомых, животных, которых могут встретить. Поэтому родители и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться ее красотой, внести свою лепту в дело сохранения и приумножения богатства природы. Именно поэтому я занялась экологическим воспитанием дошкольников посредством ознакомления с природой родного края.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг.
Исходя из вышеперечисленного поставила цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
Решала следующие задачи:
- расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;
- формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;
- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.
Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого сам воспитатель должен жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отличают положительные и отрицательные действия взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Проанализировав цель и задачи, спланировала работу по трем направлениям: работа с воспитанниками (реализация программы студии «Юные друзья природы», взаимодействие с родителями, с педагогами.
Разработала программу студии «Юные друзья природы».
Данная программа разработана для занятий с детьми старшего дошкольного возраста(5-7 лет).
Цель программы: - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи программы:
- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среде.
Ожидаемые результаты на слайде:
В процессе посещения студии воспитанники :
- имеют представления и соблюдают элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);
- проявляют интерес, доброту к природным явлениям и объектам;
- имеют представления о растениях и животных их характерных признаках; о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе; об охране природы; о наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы; о значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
- соблюдают правила поведения в природе; обеспечивают уход за растениями уголка природы; обладают навыками пересадки растений и ухода за растениями цветников.
Для оценки уровня сформированности представлений и умений у воспитанников разработаны критерии и показатели.
Определены формы и методические приемы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- викторины, конкурсы.
- продуктивная деятельность детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Составлено учебно – тематическое планирование студии «Юные друзья природы»
Занятия студии проводятся один раз в неделю во второй половине дня.
Одним из важнейших условий системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильно организованная развивающая предметная среда, способствующая развитию личности ребёнка. Главной задачей данной среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и самооценки природы. Решая эту задачу, в группе организована образовательная, развивающая, экспериментальная, игровая зоны.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, необходимыми условиями их роста и развития, для наблюдений труда в природе.
Имеется природоведческая литература, дидактические пособия, игры экологического содержания, лепбук.
На территории детского сада имеется экологическая тропа, она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.
Экскурсии — особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. На прогулках можно организовать игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки т. д. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями проводим опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
В течение всего года с детьми веду постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ведь наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. По наблюдениям идет обсуждение с детьми погоды, параллельно рассматривая иллюстрации о погоде, анализируем происходящее. Ведем наблюдения в тетрадях О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», учимся понимать символы, находить нужные клеточки и обозначать значками или рисунками явления природы. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными.
Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
В детском саду проводятся конкурсы: «Ах, лето», «Необычный урожай года», «Огород на окне», «Времена года», акция «Цветник» и т. д.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую традиционные формы (консультации, беседы). Также родители помогают нам в оформлении красивой клубы, экологической тропы, помогают на огороде (для наблюдения детей за овощными культурными растениями).
Для педагогов провела открытый показ непосредственной образовательной деятельности «Что такое Новый год?» в декабре 2020 учебного года, в старшей группе.
Педагогам представлено сообщение из опыта работы на МО (методическое объединение, май 2021.
А также провела консультацию для педагогов на тему «Экологические пространства», в октябре 2021.
Анализируя результаты развития детей по экологическому воспитанию по разделу «Ребенок открывает мир природы», можно отследить положительную динамику.
Это говорить о том, что были грамотно созданы условия проведения экологического воспитания на этапе дошкольного детства.
Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.