Татьяна Медведева
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях сельского детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени. У людей, живущих в современном мире общества, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Экологическое воспитание - формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов
Публикация «„Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях сельского детского сада“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста –
формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Задачи экологического воспитания :
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом.
Основные направления работы ДОУ по экологическому воспитанию :
• познавательно-развлекательное;
• практическое;
• исследовательское;
• природоохранное.
Основополагающие принципы работы по экологическому воспитанию :
1. Принцип наглядности.
2. Принцип научности и доступности понятий.
3. Принцип развивающего и воспитывающего характера о природе.
4. Принцип систематизации и последовательности.
5. Принцип безопасности.
6. Принцип интеграции.
Формы работы по экологическому воспитанию :
1) НОД;
2) игра;
3) прогулки;
4) наблюдения;
5) опыты и эксперименты;
6) чтение художественной литературы, беседы, проблемные вопросы, рассказы-описание и т. п. ;
7) практическая деятельность в природе (труд, экологические акции, игровые методы и игра);
8) практическая работа и поисковая деятельность;
9) экскурсии;
10) проектная деятельность;
11) изобразительная деятельность с отображением природы;
12) развлечения, вечера досугов;
13) театрализация (экологические сказки и т. д.);
14) выставки (детское творчество).
Содержание экологического воспитания в нашем детском саду включают в себя два блока.
1 блок – работа с детьми.
Задача: повышение познавательной активности дошкольников через экологическое воспитание.
2 блок – работа с родителями.
Задача: повышение культуры и уровня экологического воспитания родителей
В группе создан «Уголок природы», в котором много цветов. По утрам дети дежурят в уголке природы, наблюдают за состоянием растений. Нравится детям ухаживать за комнатными растениями: поливать, опрыскивать их, мыть листья, рыхлить землю. В ходе работы мы подводим детей к осознанию того, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые, они нуждаются в нашей заботе. Дети начинают понимать, что человек является частью природы. В «Уголке природы» у нас имеются зоны. Здесь есть коллекция образцов пород древесины, различных камней, а также местных растений и насекомых. В зоне дидактических игр дети могут самостоятельно закрепить полученные знания. Игры распределены по темам «Живая природа» и «Неживая природа». Зона релаксации – это уголок с разнообразными растениями и макетом аквариума. Здесь дети могут отдыхать и играть. Зона библиотеки в группе - это уголок, в котором собраны детские энциклопедии и альбомы, прочий познавательный материал.
Чтобы наблюдать за ростом растений, мы создали на подоконнике мини-огород, в котором выращиваются лук, укроп, петрушка, огурцы и помидоры. Детям нравится не только наблюдать за ростом и развитием растений, но и ухаживать ними.
Приступая к работе по данному направлению, мы поставили перед собой цель,выработать у детей интерес к познанию природы, привить им эмоциональное отношение к окружающей среде. Работу начали с наблюдений за объектами природы на территории детского сада. Проводили беседы с детьми о нормах и правилах поведения человека в лесу, на лугу и в поле. Рассказав детям о значении природы в жизни человека, мы разработала с ними правила поведения в природе. Позднее мы создали зону лекарственных растений, с помощью родителей разбили сад, в котором дети ухаживают за фруктовыми деревьями и кустарниками, наблюдая за их ростом и за появлением первых плодов. Немаловажную роль в экологическом воспитании детей играют занятия. В начале года мы намечаем план работы и включаем в него занятия, на которых дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с жизнью птиц. Планируем проведение занятий на темы взаимосвязи человека и природы. Проводим также акции, направленные на экологическое воспитания дошкольников. У нас были проведены следующие акции «Покорми птиц зимой» родители сделали кормушки и мы с детьми их развешивали и кормили птиц, «Вода – наша жизнь», «Ты навсегда в ответе, за тех кого приручил» ,«Берегите Первоцветы», в школе был создан отряд «Юный натуралист», который оказал посильную помощь в проведении акции. Дети наблюдают за растениями, насекомыми и птицами. Были у нас организованы походы, экскурсии, прогулки в лес, выходы к водоему и на цветущую поляну, где дети наблюдали за природными явлениями и цветущими растениями. Все увиденное они отражали в рисунках.
Важное место в экологическом воспитании человека занимает семья. Именно в семье у человека формируются основы духовности и культуры, закладываются вкусы и привычки. Поэтому большое значение мы придаё м работе с родителями: вместе с ними мы организовали осеннюю ярмарку «Дары осени», поделки из бросового материала, конкурс рисунков «Зимние забавы», провели беседу в творческой гостиной «Сбережем родную природу!».
Порой ребёнок восторгается при виде цветка, бабочки и в тоже время может безумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как раз в нашем сельском детском саду есть возможность поближе познакомиться с живыми и неживыми объектами природы. Воспитать наших отзывчивых и эмоциональных детей не холодными и не безразличными Результатами работы, о которой мы здесь рассказали, стал интерес детей к познанию природы. Дети стали с любовью относиться к животным. В свою работу по экологическому развитию дошкольников мы продолжаю внедрять новые методы и формы.