Дарья Бодрова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Человек и природа тесно взаимосвязаны. Воздействие человека на окружающую среду принимает глобальные масштабы. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран. В экологическом воспитании детей дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственный за загрязнение природы, вымирание многих видов животных. Что происходит сейчас в обществе? Взрослые люди ведут себя потребительски по отношению к природе, не думая о том какие последствия могут быть. Бережное отношение к природе нужно воспитывать с раннего детства. У ребенка, воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к месту, где он живет, желание его охранять, что позднее приведет к любви своей Родины. Это и есть цель экологического воспитания, привить любовь к Родине, к родному краю. Дети учатся бережному отношению ко всему живому. Будучи взрослыми дети будут настоящими хозяевами своей земли, не только расходуя ее ресурсы, но и сохраняя и приумножая.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Задача с учетом ФГОС, которую решает дошкольная педагогика это формирование воспитанника как целостной, высоконравственной личности. Истинным патриотом станет только тот, кто по-настоящему любит свою землю, предан родному краю.
Сейчас изменился подход к экологическому образованию. Простое ознакомлении детей с природными явлениями, сменился на экологический. По ФГОС, экологическое воспитание дошкольников это одна из составных частей всего образовательного процесса. Оно не только развивает мышление, речь, способствует развитию эмоциональной сферы, но и закладывает основы нравственности, влияет на становление личности ребенка в целом.
База, заложенная в детском возрасте будет являться фундаментом экологической культуры. У ребенка сформируется система ценностей.
Экологическое образование предполагает работу по следующим направлениям:
Образовательное направление.
Развивающее направление.
Воспитательное направление.
Основной целью экологического образования является формирование основ экологического сознания и экологической культуры.
Оно осуществляется путем решения ряда задач:
Обогатить детей знаниями о природе.
Сформировать представления о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы.
Привить практические навыки и умения
Развивать умение замечать прекрасное, беречь богатства родной природы
Экологическая культура предполагает не только восприятие красоты природы, но и ее познание, активную деятельность по ее охране. С детьми наблюдают и обсуждают правила поведения, помогают им приобрести практический опыт по уходу за растениями, животными. По мере роста детей, круг детских обязанностей и задач постепенно расширяется. Экологическое образование ставит задачу дать детям понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Ребенок должен понимать, что нехорошо рубить деревья или уничтожать птиц.
Экологическое воспитание в детском саду можно проводить: с детьми, педагогическим коллективом, родителями.
Формы работы с дошкольниками в детском саду по экологическому воспитанию :
1. специально подготовленные группы, где главная роль отводится воспитателю для того, чтобы донести информацию до детей :
непосредственно образовательная деятельность
экскурсии
беседы о природе, животных и растениях
чтение литературы
рассказы
2. совместная деятельность, в которой дети активно участвуют вместе с воспитателем, актуализируют свои представления о естественных законах и фактах о природных закономерностях:
тематическая игра
викторины
наблюдение
работа в живом уголке
подготовка экологических праздников
3. самостоятельная деятельность детей. Применение этих знаний на практике. У детей есть возможность проявить инициативу
игра
работа в живом уголке
подготовка праздников
Работа с родителями
Одним из условий экологического воспитания является совместная деятельность детей с их семьями. Только совместными усилиями с семьей можно решить главную задачу-воспитать экологически грамотного человека.
Формы совместной работы: консультации, КВН, конкурсы, викторины, встречи, поездки, праздники экологической направленности, совместное благоустройство и озеленение территории группы, выставки рисунков и поделок, семейные газеты.
Такая форма работы способствует экологическому развитию детей и взрослых. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников повышает педагогическую культуру родителей.
Организация пространства в группе для создания благоприятной экологической обстановки подразумевает наличие" живого уголка", где есть все необходимые условия для ухода за живой природой. Воспитательный эффект достигается, если дети непосредственно вовлечены в процесс, а не только наблюдениями со стороны.
Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду является
главной задачей. Экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года во всех образовательных областях, через
различные формы работы. На протяжении года мы с детьми подготовительной
группы, активно работали в экологическом направлении. Летом, мы сажаем
огород, ухаживаем и наблюдаем за нашим урожаем. Осенью подготавливаем
кормушки для птиц, очень важно всем и взрослым и детям заботиться о птицах,
природе, благодаря всему живому на земле наша экология процветает.
Конечно, вместе с нами ухаживать за природой нам помогают родители.
Совместная работа с детьми и родителями помогает сплотить группу.
Помогают капать огород, сажать цветы на клумбе, окапывать кустарники.
Зимой вместе с детьми и их родителями делаем снежные постройки.
Важную роль занимает совместная деятельность дошкольников и
воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на
занятиях. Сюда относятся: различные тематические игры, викторины,
рисование и конструирование, наблюдение, ответы на вопросы детей,
обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
работа в живом уголке, подготовка экологических праздников, экскурсии,
беседы с воспитателем о природе, животных, растениях, чтение
художественной литературы, рассказы об особенностях ухода за животными.
Не малое значение имеет самостоятельная работа детей. Применение
полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они
могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы,
кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции. В
процессе работы дети закрепляют полученные ранее умения и навыки.
Получают эмоциональный настрой.
В процессе экологического образования в детском саду следует особое
внимание уделять исследовательской деятельности детей. В процессе
проводимых опытов «Очищение воды через фильтры», «опыты с мылом» дети
получили новые знания и умения. Они были непосредственно задействованы в
работе с мылом и водой. В дальнейшем в своей работе чаще будем проводить
различные опыты, в процессе которых дети осваивают новые знания.
Таким образом, в дальнейшем будем продолжать работать в
экологическом направлении, сотрудничать с родителями. Прививать детям
новые умения и навыки, воспитывать бережное отношение ко всему живому.