Светлана Платунова
Экологическое развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
Начинать экологическое воспитание в дошкольном возрасте можно с прихода детей в младшую группу.
зАДАЧИ:
знакомить детей с растительным и животным миром;
развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;
учить различать деревья, называть деревья, травянистые растения, виды ягоды, виды грибов, виды птиц;
учить различать и называть домашних животных и их детенышей;
знакомить с сезонными изменениями, поведения животных и птиц;
Публикация «Экологическое развитие детей» размещена в разделах
воспитывать любовь к родному краю, умение правильно вести себя в природе.
Труд в природе. В совместной деятельности взрослого и детей по формированию экологической культуры широко используется труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение в системе экологического воспитания. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе создаёт благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. В процессе труда решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях.
Наблюдения.
Наблюдение является наиболее значимым методом при накоплении конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов (окрас, строение, запах и пр., но и их связь со средой. Наблюдение, как метод работы с детьми, чаще используют в повседневной жизни, а на занятиях обобщаются, конкретизируются знания, полученные в процессе наблюдения.
Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками. Акция проходит под своим девизом: «ТОЛЬКО ВМЕСТЕ, ТОЛЬКО ДРУЖНО, ПОМОГАТЬ ПРИРОДЕ НУЖНО!»; имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
Цель посадки семян в детском саду — расширение знаний детей о выращивании растений через рассаду.
В процессе занятия решаются следующие задачи:
учить различать и называть семена цветочных растений;
ознакомить детей со способами посева семян в зависимости от их величины (по одному в лунку, по одному в бороздку);
обогатить детей знаниями о росте и развитии растений.
формировать желание выращивать растения своими руками;
осваивать приёмы посева семян, выбирать наиболее рациональные способы работы;
развивать умение работать коллективно, распределять обязанности.
воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе;
воспитывать трудолюбие и желание вырастить растения для украшения участка, для радости окружающих.
Уход за растениями.
Комнатные растения в детском саду — это не только предмет интерьера, но и средство знакомства и общения дошкольников с природой. Наблюдая за растениями, мы знакомим детей с особенностями внешнего вида, строением, учим выполнять трудовые действия по уходу за ними в правильной последовательности. Дети любят ухаживать, поливать растения, протирать крупные растения влажной тряпочкой, рыхлить почву и опрыскивать листья. Такие элементарные трудовые поручения воспитывают интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними. Воспитывают в детях уважительного отношения к труду, бережное отношение к природе, умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками.
Праздники.
Рисование, аппликация, лепка
Сбор семян
Выставки, конкурсы работа с родителями
Организация исследовательской деятельности воспитанников учреждений дошкольного образования особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является важным качеством человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает.
Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом (овощи, фрукты, цветы, листья, камешки и т. д.). Игры являются ведущим видом деятельности и доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же поведение в природе. и др. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Развивается мелкая моторика, а следовательно и речь детей. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
ВыВод
Так, при целенаправленном содействии и сотрудничестве детей и взрослых уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры, осознанного отношения к природе. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями. Появление экологической воспитанности - это результат образовательной деятельности, на основе специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.