Татьяна Цыбулько
«Экологическое просвещение родителей в детском саду». Методическая разработка
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Публикация «„Экологическое просвещение родителей в детском саду“, Методическая разработка» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
Родители - это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитание, меры по укреплению здоровья детей, воспитание сознательной дисциплины, долга и ответственности, типичные затруднения и недостатки в семейном воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей.
В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Одной из важнейших целей экологического воспитания дошкольников является пропаганда знаний среди родителей и приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье.
Дошкольное учреждение должно вести большую разъяснительную работу, популяризировать экологические знания, пробуждать сознание родителей, повышать их экологическую культуру. Взрослые стоят у истоков добра и зла. От того, как они относятся к проблеме экологии, к живому, во многом зависит и отношение к нему детей.
Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Особенность родителей как объекта экологического просвещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определённое мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру.
Часто можно заметить пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые воспитатели предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования.
Характерный пример: в процессе отдыха на природе родители рвут цветы на букеты, оставляют мусор и т. п. Ребёнок объясняет им, что так делать нельзя, добавляя: «так говорила воспитательница». Родители в лучшем случае не реагируют на возражение ребёнка, в худшем – ещё и подрывают авторитет воспитателя выражениями типа: «Мало ли что там вам говорят». Если авторитет родителей для ребёнка непререкаем, он начинает возражать воспитательнице на занятиях, мотивируя свои возражения тем, что «так сказал папа (мама)».
Особенность родителей как объекта экологического просвещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.
Возраст с 3-х до 5-ти лет – это возраст повышенной эмоциональной и личностной перестройки, когда идет процесс интенсивного осознания своего «Я». Ребенок стремится познать окружающий мир, природу, появляется ориентация на нормы взаимодействия с природой, субъективное отношение к экологическим ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Это тот уровень, когда ребенок нацелен на усвоение норм, правил и образцов деятельности и поведения взрослых.
Возраст 5-7 лет – это социальный уровень, на котором усиливается позиция собственного «Я». К 7-ми годам ребенок освоил нормы, правила, ценности жизни взрослых. Происходит усиление у ребенка мотивов собственного совершенствования, индивидуальные успехи приобретают социальный смысл, свое поведение сопоставляется с экологическим идеалом и выстраивается таким образом, чтобы его поняли бы и приняли дети и взрослые, а также положительно оценили.
Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Рекомендации для родителей представлены в форме наглядных пособий. Наглядные пособия разрабатываем в виде материалов информационного характера экологической направленности и выставляем в групповой комнате как папки-передвижки в течение года.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.
Опыт нашей работы заключается в том, как привлечь родителей к тесному сотрудничеству через проектную деятельность. В рамках акции «Покормите птиц зимой», целью которой стало привлечь внимание детей и родителей к проблемам зимующих птиц, а также повысить уровень экологической активности населения, мы решили организовать проект на тему: «Кормушка для пичужки». Родители совместно с детьми проявляли творчество и фантазию при изготовлении кормушек, которые в последствии развесили на территории детского сада, приносили корм для птиц. На первом этапе проекта мы с детьми определили интересную для нас тему, обозначили цель, задачи, поговорили об ожидаемых результатах. Такая работа способствует развитию познавательной активности, нравственного самосознания ребенка средствами экологического образования, и являются прекрасной возможностью проявить сочувствие и доброту. На втором этапе было проведено познавательное занятие на тему «Птицы», где мы закрепляли и систематизировали знания о перелетных и зимующих птицах. Развитие речи на тему «Какие разные птицы», где дети составляли рассказы о птицах, выделяя отличительные признаки. Рисовали дятла, лепили снегирей, делали аппликацию «Снегири на ветке», где учились передавать характерные особенности строения птиц. Беседовали на темы «Как птицы к зиме готовятся», «Чем птицы питаются зимой, если нет кормушек», «Пользу или вред приносят птицы». Рассматривали картины, иллюстрации книг, журналов. По итогам проекта все семьи, принявшие участие, были награждены грамотами. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества, к привлечению родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Всем родителям нужна помощь воспитателя в том, чтобы он рассказал, как проводить с детьми наблюдения за погодой; какие давать детям знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми.
Совместная деятельность с детьми:
* участие в походах, экскурсиях, в том числе на экологических тропинках. Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более, что дети постоянно задают вопросы. Опыт показывает, что большинство родителей знают растения, животных;
* участие в экологических праздниках (не только в качестве зрителей, и в подготовке к ним. Так, при проведении праздника «День Земли» можно привлечь родителей к оформлению интерьера группы, к созданию костюмов;
* выполнение домашних заданий. Детям можно предложить дома продолжить ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования: где можно найти воду дома? для чего нужна вода дома и бережем ли мы её? как ведут себя кошка, собака? как растут комнатные растения? Родителям можно предложить наблюдать вместе с детьми за явлениями природы по дороге в детский сад, во время прогулок, во время отпуска: на даче, на море.
* сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков экологического содержания.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Полагаем, что сегодня можно говорить о положительных результатах взаимодействия педагогического коллектива группы и семей воспитанников: детский сад имеет достаточно высокий рейтинг среди родителей, родители поддерживают педагогов и откликаются на наши предложения и начинания.
Таким образом, экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.
Библиография.
1. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е. С. Евдокимова. — М. : ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
2. Жерневская Т. В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т. В. Жерневская, Л. А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — №3. — С. 87-94.
3. Виноградова Н. Ф. Куликова Т. А Дети, взрослые и мир вокруг. Москва 2003
4. Зверева, О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методичекий аспект /О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М. : ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.
5. Николаева С. Н Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. Москва 2001