Наталья Малышева
Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к природе, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Публикация «Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей, когда они видят примеры ежедневного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
Интересной и эффективной формой работы по формированию экологического сознания дошкольников, считаю проведение экологических акций - социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками, детьми, родителями.
Что же такое экологическая акция?
Экологическая акция – ряд действий, предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Акция может затрагивать круг слушателей и действующих лиц: дети одной группы детского сада, дети и их родители одного и более детских садов, жители микрорайона, города страны и даже всего мира. Акция позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Выбор данной формы работы обусловлен еще и рядом причин:
акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;
акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности;
в акции включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители;
данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;
природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем: в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск; акции - это «игра - всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых; обязательные составляющее акции : детская самостоятельность (при поддержке взрослых, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.
Принципы организации экологических акций :
- осмысленность - нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают;
- отсутствие духа соревнования - участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге;
- безопасность - нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки;
- разумность - если акция связана с уборкой в природе, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения, если идёт сбор батареек - нужно знать, куда их потом можно отправить;
- системность, последовательность - обязательная черта акций, одноразовой акцией многого не достигнешь;
- гласность - акция должна найти отклик, дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.
Акции являются оптимальной формой работы с детьми при развитии у них представлений о взаимосвязи человека с природой, а так же нетрадиционной формой работы с родительской общественностью.
В нашем детском саду были организованны следующие акции :
«День птиц». Главная цель акции - привлечение внимания общественности к сохранению видов и численности птиц, а также вовлечение обучающихся в природо-охранную деятельность, расширение знаний о многообразии и значении птиц родного края, формирование навыков исследовательской деятельности.
«День птицы Овсянки – предвестник весны» Цель и задачи акции : приобщать детей к традициям русского народа через ознакомление с обрядовыми праздниками; закреплять представления о перелётных и зимующих птицах, характерных признаках наступления весны; воспитывать наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе, желание помогать птицам в зимний период.
«Покормите птиц зимой» Цель акции – привлечение внимания подрастающего поколения к проблемам охраны окружающей среды. Задачи акции :
– развивать познавательную активность и любознательность у детей, расширять представления о зимующих птицах;
– воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, желание помогать им;
– формировать положительное отношение детей и взрослых к птицам;
– формировать экологическую культуру у детей дошкольного возраста;
– вовлекать детей и родителей в активную творческую деятельность дошкольной образовательной организации.
Активное участие в акции принимали родители, они вместе с детьми изготовили кормушки и принесли разнообразный корм для птиц: пшено, семена подсолнечника, просо, овес и т. д.
В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами, узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать.
ЭКО-благотворительной акция «Добрые крышечки». У него двойная цель: сделать мир чище и помочь детям, которым нужна поддержка. Вот как это работает : пластиковые крышечки от бутылок и пакетов собираются в различных пунктах приема. Затем крупная партия крышечек отправляется на завод по переработке пластика. Завод взвешивает сырье и переводит денежные средства за собранные крышечки на счет Благотворительного Фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», для приобретения реабилитационной техники и инвалидных колясок детям-инвалидам из приёмных семей – подопечным фонда из разных регионов РФ.
«Батарейки, сдавайтесь!». Цель акции расширить знания детей о взаимозависимости деятельности человека и мира природы, дать детям представление о том, какой вред, наносится окружающей среде не переработанными батарейками.
В каждой группе совместно с родителями, был организован сбор использованных батареек. Дети, родители и педагоги активно включились в работу по сбору батареек. Все батарейки складывали в специальный контейнер. Дети на конкретном примере запомнили, что использованные батарейки нельзя бросать в мусорный контейнер. Это наш вклад в защиту природы от загрязнений, выделяемых использованными батарейками.
Экологические акции - это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники не только получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками. Акции - это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды.
Список литературы
1. Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками». Дошкольное воспитание, 2002. № 7.
2. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. «Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. СПБ: ДетствоПресс, 2007.