Наталья Пуха
Экологическая тропа как одна из форм организации экологического пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Пуха Н. Н., воспитатель
МБДОУ ДС «Чебурашка» г. Волгодонска
«Экологическое пространство» – это условное понятие, которым обозначают специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые используются в педагогическом процессе экологического воспитания детей.
Публикация «Экологическая тропа как одна из форм организации экологического пространства» размещена в разделах
Большинство городских детей редко общаются с природой. Но в любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Экологическое образование может начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы в учреждениях образования– специально оборудованного образовательного маршрута, проходящего через различные природные объекты. Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Так же это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы.
Этапы создания и оформления экологической тропы:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов;
2) Составление картосхемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех её объектов в виде рисунков-символов;
3) Выбор (совместно с детьми) хозяина тропинки – сказочного персонажа;
4) Составление паспорта всех точек экологической тропы. Изготовление выносных знаков, табличек с рисунками, обозначающих каждую точку.
Формами и методами работы с детьми на экологической тропе являются: экологические беседы, наблюдения в природе, экскурсии, экологические конкурсы, обсуждение и проигрывание ситуаций, труд в природе, экологические развлечения, досуги, праздники, экологические игры (дидактические, игры-путешествия, сюжетно-ролевые, подвижные, соревновательные) и природоохранные акции.
Можно выделить три основных типа экологических троп:
• в здании детского сада (групповые уголки природы, зимний сад, огород на подоконнике, папки передвижки на экологическую тему).Детям можно предложить наблюдать за комнатными растениями, которым требуется свет, вода, тепло и почва. В уголках природы можно изучить коллекции камней и ракушек, гербарии. Там же мы найдем и «дерево» времен года;
• в природных или приближенных к ним условиях (парк, сквер). Если экологическая тропа располагается за территорией детского сада, например,в парке, то для изучения можно попробовать найти с ребятами следы каких-либо животных, изучить дикие лекарственные растения и насекомых, живущих на них. Маршрут можно построить по самым интересным и познавательным местам;
• на территории дошкольного учреждения (традиционный огород, альпийская горка, фруктовый сад, метеостанция, муравейник).Маршрут экологической тропы в детском саду разбивается на несколько «станций», или «точек» (например, «В стране сказок», «Поляна богатырей», «Птичья столовая», Центр отдыха и т. д.) При этом не все «станции» стационарны, расположение некоторых из них можно периодически менять. В жаркое летнее время может появиться «Дом Царицы Воды» (надувной бассейн с водой, осенью - лабиринт из сухих листьев, зимой - снежный лабиринт. Для создания новых «точек» удобно использовать переносные плоские макеты. На них контуром обозначается какая-либо фигура сказочного персонажа (Царевны-лягушки, Дюймовочки, или остов ракеты, домика Бабы Яги.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у педагогов возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропы? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и от целей. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно исследовать много раз, особенно в разные сезоны года.
Возможные варианты маршрутов:
Ранняя и младшие группы: хвойные деревья - лиственные или старые деревья - муравейник - птичья гостиная.
Средняя и старшая группы:кустарники- хвойные деревья и их разновидности-альпийская горка (высажены цветы -«барометры»)- муравейник- птичья гостиная.
Подготовительная группа: метеостанция - альпийская горка - фруктовый сад - хвойные деревья - фито центр - муравейник- огород - птичья гостиная. Также подготовительные группы участвуют в квест - играх, викторинах на экологические темы.
Наша экологическая тропа находится на территории МБДОУ ДС «Чебурашка» г. Волгодонска ул. Кошевого д. 20
Описание экскурсионных объектов тропы детского сада:
- старые деревья: береза, тополь, рябина, ива, клен, верба, сума, вяз, ясень, лиственница, черемуха;
- плодовые деревья: яблоня, алыча, абрикос, слива, грецкий орех;
- участок «фито центр»: одуванчик, чистотел, мята, лопух, полынь, крапива, мать-и-мачеха, подорожник, клевер;
- хвойные деревья: голубая ель, ель сибирская, сосна корабельная и крымская сосна;
- альпийская горка: растения –«барометры» (шиповник, одуванчик, гвоздика-травянка, ноготки);
- кустарники: черная смородина, бирючина, чубушник, магония, сирень;
- клумбы многолетники (ирисы, лилейники, хосты) и однолетники (петуньи, бархатцы, астры).
Образовательные маршруты могут начинаться в групповых помещениях, где оборудованы уголки природы, размещены папки-передвижки, календари погоды, настольно-печатные игры экологической направленности.
Далее маршрут продолжается на улице со стоянками - остановками. Дети следуют «тропами Эколят», ориентируясь на записки- послания, которые им «оставили» Эколята. Так же на тропе живет Хозяин тропы (Лесовик, дядюшка Ау, Гриб Боровик). В записках содержатся вопросы, загадки, задания, интересные сведения о деревьях, травах, кустарниках, насекомых и птицах, которые имеются на участке детского сада, правилах безопасного поведения в природе, о необходимости охранять природу.
Мы используем тропу для квест - игры «Тропами Эколят».
Квест - игра начинается с того, что дети встречают Эколят, которые знакомят их с Хозяином тропы. Он дает карту ребятам и отправляет на поиски самоцветов (которые они получают за каждый правильный ответ).
Остановка «Птичья гостиная».
Участники отгадывают загадки про птиц. Находят отличия зимующих и перелетных птиц. Вспоминают, что в зимнее время года необходимо подкармливать птиц. Весной – обновляют и ремонтируют вместе с родителями кормушки и скворечники, наблюдают за повадками птиц.
Остановка «Фито центр»
Игра «Кто больше назовёт?» (лекарственных растений) Рассказать о пользе лекарственных растений.
Остановка «Фруктовый сад»
Загадки про фрукты. Игра «С какого дерева плод». Дети образуют прилагательное от названия плода (слива – сливовое и т. п.) Отгадывают загадки про фрукты. Можно рассказать детям что готовят из фруктов.
Остановка «Метеостанция»
На этой стоянке дети отгадывают загадки про времена года и погодные явления. Наблюдают за температурой и осадками. Определяют по солнечным часам время.
Остановка «Хвойный лес»
На этой остановке дети должны рассказать, чем отличаются сосна от ели. отгадать загадки.
После прохождения квеста ребята приносят утерянные самоцветы хозяину тропы, и он дарит каждому участнику волшебную звезду.
Экологическую тропу мы используем не только при работе с детьми,а также в совместной деятельности с родителями и воспитателями. Взрослые могут поучаствовать в экологических акциях и проектах, посетить мастер-класс со своим ребенком по созданию поделки из экологических материалов (камней, веток, коры, шишек и т. д.)
Экологическую тропу, при созданных на ней определенных условиях, можно использовать как туристическую тропу (прохождение «полосы препятствий», формирование гуманного и безопасного поведения в природе, тропу здоровья (хождение босиком с целью предупреждения плоскостопия)и как детский образовательный терренкур (ходьба, физические упражнения, оздоровительные игры, закаливание, улучшение эмоционального состояния).
Подводя итог вышесказанному, ещё раз необходимо обратить внимание на то, что экологическая тропа вдетском саду обеспечивает проявление интереса и потребности в общении с объектами природыу каждого ребёнка, помогает сформировать у детей познавательное отношение к природе иформирует ценностное отношениеу воспитанников ко всему живому.
Список литературы:
1. Захлебный А. Н. На экологической тропе. – М. : Знание, 1986. – 80 с.
2. Николаева С. Н. Юный эколог. «Мозаика-Синтез», 1999г
3. Чижова В. П. Учебные тропы и природа. – М., 2001. – 98 с.