Семенова Людмила
«Спасение волшебного леса». Экологическая квест-игра для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности: Экологическое воспитание - относительно новая тенденция в дошкольной педагогике. Но уже с полной уверенностью можно сказать, что именно в дошкольном возрасте путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а также вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом. Формы и методы знакомства детей с природой могут быть самые различные, варьировать их необходимо опираясь на образовательные задачи, имеющийся материал и непосредственно исходя из природной среды, окружающей ребенка.
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Экологические квесты
- Экология, природа. Сценарии
- Темочки
Есть много эффективных методов и приемов: экологическая тропа, конкурсы рисунков и поделок, экскурсии, наблюдение, экспериментальная деятельность и т. д.
Содержание:
Можно организовать систему приключенческих командных игр, в которой все участники будут находиться в гуще экологических приключенческих событий, и каждый ребенок будет осознавать, что именно от него, от его знаний, действий зависит успех команды! Идея организовать экологическую квест-игру и привела к созданию данной методической разработки. Именно педагог должен приложить все усилия к тому, чтоб экологическое образование ребенка сегодня сформировало у человечества новое экологическое сознание в ближайшем будущем.
Методы и приёмы, используемые в практике:
- игровые: игры-загадки, дидактические игры, подвижная игра;
- наглядные: использование ИКТ для обеспечения наглядности и стимулирования активности детей;
- словесные: вопросы на выявление, уточнение знаний и умений детей; художественное слово.
Используя технологию квест-игры мы развиваем связную речи детей, активизируем словарный запас.
Игры, используемые в практике:
Викторина «Кто там по лесу бежит?»
Шустрый рыженький зверек
Сушит на зиму грибок,
И большой лесной орех
Прячет в домике от всех.
БЕЛКА
На капустной грядке
Засверкали пятки!
Ускакал воришка,
Кто это?
ЗАЙЧИШКА
Сильный шум и сучьев треск,
Что случилось? Что стряслось?
Это мчится через лес
От волков огромный
ЛОСЬ
Толстый, бурый и мохнатый
Мёд зачерпывает лапой.
Пчелы жалят, он – реветь,
Кто это такой?
МЕДВЕДЬ
У красавицы лесной
Очень хитрые глаза,
Хвост пушистый меховой,
Как зовут ее?
ЛИСА
Всех всегда готов он съесть,
Но не знает в пище толка.
Бедным зайкам не присесть –
Надо убегать от
ВОЛКА
У него такой секрет –
Носит на спине обед:
Яблочко или грибок.
А спугнешь его - клубок.
ЕЖ
Игра «С какого дерева лист?»
Ведущая показывает детям карточки с изображением листьев разных деревьев и кустарников и (с помощью педагога) они определят – где чей лист.
- Ну вот, мы с вами и навели порядок на полянке. И вновь волшебство – полянка вновь зазеленела, жизнь вернулась сюда. Какие же вы молодцы! А наше путешествие продолжается, и мы пришли в мой садик-огородик. Только что же тут произошло? Вновь путаница – где сад, где огород? Ничего не пойму. Ребята, давайте-ка разделимся на две команды и разберемся в овощах и фруктах.
Результаты:
Результаты показывают, что применение игр на занятиях по экологическому воспитанию позволяет развивать у дошкольников способности к обучению, совершенствовать различные навыки.
Именно в дошкольный период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Развитие основ экологической культуры есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой, поэтому через игру, игровые действия мы закладываем следующее:
• усвоение норм и правил экологически обоснованного поведения при взаимодействии с окружающим миром;
• наличие потребности в экологических знаниях;
• потребность в общении с растительным и животным миром;
• проявление эстетических чувств;
• проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Список методических материалов:
1. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005
2. Быховский Я. С. «Образовательные веб-квесты» // Рассвет. - 2006
3. Николаева С. Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. «Педагогическое общество России», М. : 2007
4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. «Академия», М. : 2002
5. Поддъяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М. :1996