Папки-передвижки

Конспект мастер-класса для педагогов «Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления»

Устабаева Селем Алимурадовна
Конспект мастер-класса для педагогов «Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: расширять и обогащать знания педагогов об эйдетике, как способе развитии ассоциативно - образного мышления у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить с методикой эйдетики, её приемами на основе игр, их использованием в работе с детьми;

- развивать мышление, воображение, фантазию;

- закреплять положительные, доверительные отношения между педагогами.

Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления“» размещена в разделах

Ход мастер-класса :

Рефлексивный круг «Передача тепла в круге»

Воспитатель: Добрый день! Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскрепощенности.

Пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни, делиться счастьем и добром!

Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению и мы приступим к нашему мастер - классу, тему которого вы сами попробуете назвать, сложив из букв. Перед вами лежат карточки с цифрами. Возьмите по одной карточке и встаньте по порядку номеров, а теперь поверните карточки обратной стороной.

Читаем слово - эйдетика. Эйдетика — методика, ориентированная на развитие памяти, воображения, образного мышления у ребёнка.

Термин «Эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 году, который выяснил, что это специфический вид памяти, который способен на образном уровне воспроизводить предметы или явления. В России в 20-х и 30-х годах изучением и применением этого вида памяти занимались ученные Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Г. С. Фейман и другие. В 1989 году в России открылась первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель - Матюгин И. Ю., доктор педагогических наук, который разработал основу эйдетики. Вплоть до сегодняшнего времени эта методика была забыта. В настоящее время об этой методике заговорили, её стали использовать во всех сферах деятельности.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал К. Д. Ушинский.

Помните, как легко мы запоминали шуточное определение: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу и угол. На этом же принципе построен метод эйдетики : образ, доступный воображению плюс положительные эмоции.

Хочу вас познакомить с играми, которые основаны на методах эйдетики. Все обучение должно проходить в игре, потому что без неё не может быть полноценного умственного развития.

Для начала проведём небольшую разминку, отвечайте на вопросы быстро, но в тоже время, успевайте подумать:

- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Лединец).

- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет).

- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция?

(Полиция пожары не тушит).

- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5).

Воспитатель: Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять).

Продолжим наш мастер - класс. И я предлагаю поиграть в игру «Придумай символы» (перед педагогами карандаши и лист бумаги). Я называю слова, а вы обозначаете их символами: мяч, корзина, конфета, лебедь, балерина, мороженое, школа.

Воспитатель: Одним из средств развития образного мышления являются тактильные ассоциации. Перед вами лежат дощечки, возьмите их и переверните. Эти дощечки я использую в работе с детьми для развития тактильных ассоциаций. Проведите по ним ладонью, что вы представляете, когда касаетесь дощечки

Ответы воспитателей.

Воспитатель: Теперь предлагаю небольшую разминку «Голова – живот»

Под весё лую музыку воспитатели выполняют упражнение: левой рукой слегка стучать по голове, правой, по часовой стрелке– гладить живот.

Воспитатель: Молодцы, хотя согласитесь задание не совсем лёгкое. А сейчас, предлагаю вам выполнить ещё одно задание на развитие слуховых ассоциаций. В корзине лежат мешочки, наполненные различным содержимым (бумага, крахмал, монеты, целлофан, горох, ореховые скорлупки, камни, пуговицы). Ваша задача состоит не в том, чтобы отгадать, что находится в мешочке, а при его исследовании, вам необходимо услышать звук и сказать, что этот звук вам напоминает.

Участники мастер-класса выполняют задание и делятся своими предположениями.

Воспитатель: одним из приёмов эйдетики является зрительная память. Моим детям очень нравятся такие упражнения, когда я предлагаю им построить или выложить, что-то по памяти. Это может быть ряд геометрических фигур, игрушки, всё что угодно. И сейчас я вам предлагаю сделать тоже самое. Из магнитного конструктора я построю фигуру, ваша задача построить такую же по памяти.

Участники мастер-класса выполняют задание и делятся своими предположениями.

Воспитатель: А теперь я предлагаю отправиться в путешествие и поиграть в игру «Чемодан».

Игра «Чемодан»

Цель: развитие объема памяти.

Первый игрок говорит: «Я беру чемодан и кладу в него. книгу». Второй игрок продолжает: «Я беру чемодан и кладу в него книгу, очки». И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Задача последнего игрока назвать всю словесную цепочку.

Воспитатель: Помните, что с памятью у вас все хорошо…Только учимся играть и вовлекать нашу память в процесс, избегая записей… Ведь идем в магазин - составляем список, планируем дела и встречи - записываем в блокнот, номера телефонов - в мобильный телефон. Очень качественный метод, но память наша не включается в процесс и начинает лениться… А потом мы подмечаем, что «Моя память с возрастом ухудшилась. Мне сложно запоминать имена, числа и т. д.» Это не так. Чисто из-за физиологических процессов к пожилому возрасту наша память ухудшается всего на 10%, а остальное мы получаем как результат ее неиспользования и не задействования…

Потому делаем выводы:

1. Все что нужно запомнить — представляем

2. Представляемое ассоциируем ярко и необычно.

Рефлексия

Упражнение «Ладошка» Педагоги обводят ладошку. Каждый палец, это какая-то позиция:

Большой – мне было не интересно

Указательный – я получила конкретные рекомендации по теме

Средний – мне было трудно включиться в работу

Безымянный - для меня это было важно и интересно

Мизинец – недостаточно раскрыта тема.

Воспитатель: закончить свой мастер-класс я хочу словами Антуана де Сент – Экзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити» Спасибо за работу!

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку» Сегодня предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру, сделанную из стоматологических палочек, и палочек из мороженного! Просматривая информации.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки» Дидактическая игра «Волшебные палочки» Уважаемые коллеги! На просторах МААМА когда-то встретила идею изготовления игры из простых палочек.

Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик»Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик» Правила игры для «Волшебный Ежик». Возраст: 2-4 года. Количество играющих: 1-2 человека Оборудование: Ежик, 5 конусов разного цвета.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Задание для развития логического мышления у дошкольниковЗадание для развития логического мышления у дошкольников Развитие логического мышления у дошкольников – неотъемлемая часть математического мышления и не только. Оно способствует развитию внимательности,.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса для педагогов «Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления»
Опубликовано: 1 февраля 2022 в 22:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса для педагогов «Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления»» (включая файлы) размещена пользователем Устабаева Селем Алимурадовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД