Устабаева Селем Алимурадовна
Конспект мастер-класса для педагогов «Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять и обогащать знания педагогов об эйдетике, как способе развитии ассоциативно - образного мышления у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить с методикой эйдетики, её приемами на основе игр, их использованием в работе с детьми;
- развивать мышление, воображение, фантазию;
- закреплять положительные, доверительные отношения между педагогами.
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Эйдетика. Эйдетические игры и занятия
- Темочки
Ход мастер-класса :
Рефлексивный круг «Передача тепла в круге»
Воспитатель: Добрый день! Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскрепощенности.
Пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни, делиться счастьем и добром!
Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению и мы приступим к нашему мастер - классу, тему которого вы сами попробуете назвать, сложив из букв. Перед вами лежат карточки с цифрами. Возьмите по одной карточке и встаньте по порядку номеров, а теперь поверните карточки обратной стороной.
Читаем слово - эйдетика. Эйдетика — методика, ориентированная на развитие памяти, воображения, образного мышления у ребёнка.
Термин «Эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 году, который выяснил, что это специфический вид памяти, который способен на образном уровне воспроизводить предметы или явления. В России в 20-х и 30-х годах изучением и применением этого вида памяти занимались ученные Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Г. С. Фейман и другие. В 1989 году в России открылась первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель - Матюгин И. Ю., доктор педагогических наук, который разработал основу эйдетики. Вплоть до сегодняшнего времени эта методика была забыта. В настоящее время об этой методике заговорили, её стали использовать во всех сферах деятельности.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал К. Д. Ушинский.
Помните, как легко мы запоминали шуточное определение: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу и угол. На этом же принципе построен метод эйдетики : образ, доступный воображению плюс положительные эмоции.
Хочу вас познакомить с играми, которые основаны на методах эйдетики. Все обучение должно проходить в игре, потому что без неё не может быть полноценного умственного развития.
Для начала проведём небольшую разминку, отвечайте на вопросы быстро, но в тоже время, успевайте подумать:
- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Лединец).
- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет).
- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция?
(Полиция пожары не тушит).
- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5).
Воспитатель: Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять).
Продолжим наш мастер - класс. И я предлагаю поиграть в игру «Придумай символы» (перед педагогами карандаши и лист бумаги). Я называю слова, а вы обозначаете их символами: мяч, корзина, конфета, лебедь, балерина, мороженое, школа.
Воспитатель: Одним из средств развития образного мышления являются тактильные ассоциации. Перед вами лежат дощечки, возьмите их и переверните. Эти дощечки я использую в работе с детьми для развития тактильных ассоциаций. Проведите по ним ладонью, что вы представляете, когда касаетесь дощечки
Ответы воспитателей.
Воспитатель: Теперь предлагаю небольшую разминку «Голова – живот»
Под весё лую музыку воспитатели выполняют упражнение: левой рукой слегка стучать по голове, правой, по часовой стрелке– гладить живот.
Воспитатель: Молодцы, хотя согласитесь задание не совсем лёгкое. А сейчас, предлагаю вам выполнить ещё одно задание на развитие слуховых ассоциаций. В корзине лежат мешочки, наполненные различным содержимым (бумага, крахмал, монеты, целлофан, горох, ореховые скорлупки, камни, пуговицы). Ваша задача состоит не в том, чтобы отгадать, что находится в мешочке, а при его исследовании, вам необходимо услышать звук и сказать, что этот звук вам напоминает.
Участники мастер-класса выполняют задание и делятся своими предположениями.
Воспитатель: одним из приёмов эйдетики является зрительная память. Моим детям очень нравятся такие упражнения, когда я предлагаю им построить или выложить, что-то по памяти. Это может быть ряд геометрических фигур, игрушки, всё что угодно. И сейчас я вам предлагаю сделать тоже самое. Из магнитного конструктора я построю фигуру, ваша задача построить такую же по памяти.
Участники мастер-класса выполняют задание и делятся своими предположениями.
Воспитатель: А теперь я предлагаю отправиться в путешествие и поиграть в игру «Чемодан».
Игра «Чемодан»
Цель: развитие объема памяти.
Первый игрок говорит: «Я беру чемодан и кладу в него. книгу». Второй игрок продолжает: «Я беру чемодан и кладу в него книгу, очки». И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Задача последнего игрока назвать всю словесную цепочку.
Воспитатель: Помните, что с памятью у вас все хорошо…Только учимся играть и вовлекать нашу память в процесс, избегая записей… Ведь идем в магазин - составляем список, планируем дела и встречи - записываем в блокнот, номера телефонов - в мобильный телефон. Очень качественный метод, но память наша не включается в процесс и начинает лениться… А потом мы подмечаем, что «Моя память с возрастом ухудшилась. Мне сложно запоминать имена, числа и т. д.» Это не так. Чисто из-за физиологических процессов к пожилому возрасту наша память ухудшается всего на 10%, а остальное мы получаем как результат ее неиспользования и не задействования…
Потому делаем выводы:
1. Все что нужно запомнить — представляем
2. Представляемое ассоциируем ярко и необычно.
Рефлексия
Упражнение «Ладошка» Педагоги обводят ладошку. Каждый палец, это какая-то позиция:
Большой – мне было не интересно
Указательный – я получила конкретные рекомендации по теме
Средний – мне было трудно включиться в работу
Безымянный - для меня это было важно и интересно
Мизинец – недостаточно раскрыта тема.
Воспитатель: закончить свой мастер-класс я хочу словами Антуана де Сент – Экзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити» Спасибо за работу!