Татьяна Шумицкая
«Эффективность закаливания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.
Древнегреческий врач Гиппократ, который является основоположником античной медицины, утверждал, что “холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным”. Таким образом, еще на заре цивилизации закаливанию организма отводилась особая роль в укреплении здоровья
Публикация «„Эффективность закаливания дошкольников“» размещена в разделах
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средствами закаливания - естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Закаляя детей, я ставлю перед собой следующие задачи:
- повысить стойкость детского организма в борьбе с заболеваниями;
- приучать детей чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях;
- воспитывать у детей потребность в свежем воздухе, приучать их не бояться холодной воды и других факторов закаливания;
- воспитывать умение преодолевать трудности.
Систематическое применение водных процедур мы начали со 2 мл. группы. К воздействию холодного воздуха и воды приучала детей постепенно и медленно.
Перед сном мы использовали ребристую доску и ножные ванны – очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Постепенно снижая температуру воды, довела ее до холодной, а иногда и до ледяной. Во время процедуры ребенок шевелит стопами, как бы переступая по дну таза.
После сна – гимнастика в кроватях и на массажных ковриках. В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон, и лежа в постели, поверх одеяла, выполняют в течение 3-5 минут физические упражнения, охватывающие все группы мышц.
Хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок, является хождение босиком. Использовала этот метод как в групповой комнате, так и в летний период по теплому песку, мягкой траве, дорожной пыли.
Из специальных мер закаливания в летнее время использую воздушные и солнечные ванны. Воздушные ванны применяю с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. Регулирование одежды прочно вошло в быт детей (мальчики в одних шортах, девочки в юбках). Во время воздушных ванн, дети должны быть в движении, поэтому подбираю более подвижные игры.
Разнообразные подвижные игры в теплое время года – прекрасное средство закаливания. Увеличение пространства для движений, облегченная одежда, соответствующий подбор игрушек позволяют детям лучше удовлетворить свою потребность в движении, а мне, как воспитателю, удлинить пребывание детей на воздухе. На участок мы выносим мячи, кольца, вертушки, летающие тарелки, дротики и мн. другое. дети широко используют эти пособия в самостоятельных играх.
Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. Поэтому в летний режим я включаю прогулки за пределы участка, провожу экскурсии и наблюдения. Такие прогулки имеют и большое закаливающее значение. Дети выходят за рамки обычной жизни, им приходится двигаться по солнцу, они привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.
В летний период с целью закаливания мы пользуемся душем. Эта водная процедура тонизирует нервную систему ребенка, придает ему бодрость, положительно действует на аппетит и сон. Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т. к. открытые части тела легко загрязняются.
Дети с огромной охотой и нетерпением идут закаливаться, хотя некоторые жмутся перед принятием холода, пока его не ощутили. В этот момент мы подбадриваем товарища, помогаем снять лишнее напряжение у этого ребенка.
По вопросу внедрения методов закаливания работала совместно с физ. инструктором, для родителей вывешивалась информация в родительском уголке на разные темы по этому вопросу. Проводила беседы с родителями об одежде на прогулке в холодное время года (она должна быть достаточно теплой и легкой, чтобы не стеснять движений, о необходимости бывать на свежем воздухе ежедневно, гулять с ребенком в любую погоду, не бояться, что ребенок может простудиться во время прогулки.
Применяемые в детском саду закаливающие процедуры дали хорошие результаты. Анализ заболеваемости детей средней группы показал снижение простудных заболеваний и ОРЗ, в сравнении с начальным этапом в младшей группе. Некоторые не болели за весь период закаливания. Изменился характер и продолжительность болезни, она протекает более легко и длится меньше, многие дети выходят из состояния недомогания без лекарств и больничных.
Таким образом, природное закаливание детей дошкольного возраста способствует снижению простудных заболеваний и их профилактике. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.