Ляшенко Ольга Николаевна
«Взрослым о детях или почему дети фантазируют?» Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – время развития фантазии и воображения детей. И все дети становятся фантазерами и выдумщиками. Мы умиляемся, когда ребенок увлеченно рассказывает: “А я как побегу от разбойника, как спрячусь под кровать… А потом как вылечу в окно - прямо в небо”. Мы сердимся, когда сталкиваемся со странной, непонятно чем вызванной ложью дочки или сына, рассказывающих самые невероятные истории. То это дружба с крокодилом, то далекие путешествия с сильным, смелым и… несуществующим другом. Еще чаще дети рассказывают об игрушках, каких больше ни у кого нет, или о необычайных поступках - собственных или других людей.
Публикация «„Взрослым о детях или почему дети фантазируют?“ Консультация для родителей» размещена в разделах
В любом случае ясно выступают два момента. Во-первых, ребенок выдает себя за участника событий. Во-вторых, ложь этих рассказов обычно не имеет ничего общего с желанием скрыть плохой поступок, избежать наказания и добиться награды. Иначе говоря, она никак не связана с понятными для нас мотивами, толкающими ребенка на обман.
Какую же роль играет воображение в процессе развития ребенка?
Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет. Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкие малыша.
Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период ребенок познает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того чтобы дать хороший "старт" развитию фантазии, есть 3 главных пути:
• Читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К 2-2,5 годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками ("Колобок", "Курочка Ряба", "Репка" и др.). Именно сказочные образы - это "кирпичики", фундамент фантазии.
• После 1,5 лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями. Например, ставьте стулья и говорите: "Давай, это будет машина? А это колесико от пирамидки - руль. Садись, поехали к бабушке в гости. Тр-р-р-р-р-р (крутя колесико)".
Таких игр может быть великое множество. Детский носочек может стать веселым танцующим червячком, а одеяло - гаражом для машины. Проявите свою собственную фантазию и дадите импульс для развития воображения вашего крохи!
• Предлагайте игры с образами-заместителями. Скажите малышу: "Давай мы с тобою побудем кисками". Имитируйте движения кошек, говорите "мяу-мяу". Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на моторное развитие ребенка. В этой же игре вы можете дать первые понятия о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.
С 3 до 7 лет продолжается следующий этап в развитии фантазии. Здесь главенствует Ее величество Игра. Именно в игре у малышей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта. К игре нужно относиться крайне бережно, ведь именно она - ведущая деятельность в возрасте с 3 до 7 лет.
В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры, в которых участвует несколько детей. Примеры этих игр хорошо известны: "дочки-матери", "войнушка". Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т. д.
Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными "реальностями" - настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок, тем способность увидеть эту разницу меньше. Поэтому 3-4-летние малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьез испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза).
То, что ваш малыш стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, вы можете понять по появлению в его речи слов "понарошку" и "как будто".
Потребность новых впечатлений у него огромна, а возможность их переработки и активного восприятия мала. Возникает конфликт между избытком информации и недостатком средств, необходимых для ее понимания.
Всякий недостаток информации при сильной познавательной потребности связан с возникновением отрицательных эмоций (беспокойства, страха). Достраивая с помощью воображения картину мира, восполняя пробелы знаний и опыта, ребенок избавляет себя от разрушительного действия отрицательных эмоций.
Именно на этом пути дети, как правило, сталкиваются с непониманием взрослых, а иногда и сверстников. Для окружающих они становятся неисправимыми врунишками, их постоянно уличают в обмане. Естественная защитная реакция - перестать рассказывать. Но перестать рассказывать еще не значит перестать фантазировать. Лишенный общения, ребенок замыкается в себе, его фантазии все более отрываются от действительности. Понемногу ему даже интересней оставаться наедине со своими мечтами (где он сильный, смелый, красивый, где он все может, чем участвовать в реальных событиях (где далеко не все складывается удачно).
К сожалению, забывая о собственном детстве, взрослые забывают и об этом особенном общении. Понимание несложной символики детских фантазий часто помогает узнать желания, тревоги, страхи, и тогда в ваших силах предотвратить многие неприятности. Если малыш создает в воображении несуществующих друзей-заступников, задумайтесь: не одинок ли он, не обижает ли его кто-нибудь? Если детей мучают ночные страхи, стоит обратить внимание на то, что они читают, какие передачи смотрят по телевизору, какие разговоры слушают и на сколько это соответствует их возрасту.
Может быть, ребенка надо избавить от той информации, которую он пока не может усвоить. Тем не менее потребность малыша в новых впечатлениях чрезвычайно велика и нельзя создавать вакуум информации.
Направляйте фантазию ребенка в русло творчества. Старайтесь, чтобы образы, созданные воображением, получали воплощение в рисунках, фигурках из пластилина, различных поделках и т. п. Для управления детской фантазией не нужны особые способности. Внимательное отношение к внутреннему миру ребенка подскажет правильный путь в каждом случае. Роль ведущего потребует напряженной работы нашего собственного воображения, разовьет и освежит его, позволит вернуться в страну своего детства. И тогда только вы сможете до конца понять малыша, установить с ним желанный контакт.