Анастасия Кобелева
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при реализации регионального компонента «Байкал — жемчужина Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект – субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает не только музыкальное, но и всестороннее развитие ребенка, как главного объекта педагогических отношений.
Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых образовательных задач.
Публикация «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при реализации регионального компонента „Байкал — жемчужина Сибири“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Работа музыкального руководителя
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Формами взаимодействия деятельности воспитателя и музыкального руководителя в нашем ДОУ являются:
1. планирование совместной деятельности;
2. взаимообмен методическими и дидактическими материалами;
3. совместное проведение занятий и культурно-досуговых мероприятий;
4. взаимопосещение занятий;
5. участие в педагогических советах ДОУ.
Я хочу познакомить с опытом работы о взаимодействии с музыкальным руководителем при реализации регионального компонента «Байкал – жемчужина Сибири», являющегося частью формируемой участниками образовательных отношений основной образовательной программы дошкольного образования нашего детского сада.
Направление данной программы актуально, так как усугубление экологической проблемы в нашей стране обостряет необходимость интенсивной просветительской работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Задачи:
- дать конкретные знания о природе Байкала, связях и закономерностях её явлений;
- формировать действенное отношение к природе, охранять, обогащать её;
- закреплять практические навыки правильного взаимодействия с природой;
- развивать нравственные качества, эстетические чувства.
Совместно с музыкальным руководителем мы поставили цель : сформировать экологическую культуру воспитанников через воспитание любви к природе родного края.
Руководствуясь методическими материалами ГОУ ВПО «Восточно - Сибирская государственная академия образования», мы составили план реализации данной программы с учётом специфики нашего ДОУ (малокомплектный детский сад, одна разновозрастная группа).
Первым этапом реализации плана стала организация развивающей предметно-пространственной среды.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Для ознакомления детей с природой родного края и озером Байкал нами был оформлен уголок «Байкал – жемчужина Сибири». В нем размещены:
• дидактические игры («Назови дерево», «Найди маму детеныша», «Байкальское лото», «Путешествие по Байкалу» и др.);
• карты озера Байкал;
• альбомы: «Птицы Байкала», «Животный мир Байкала», «Растения Байкала», «Рыбы Байкала», «Байкал» – результат организации совместной проектной деятельности;
• коллекция камней;
• альбом с фотографиями;
• фигурки диких животных;
• художественная литература («Байкальский заповедник», «Легенды о Байкале», журнал «Сибирячок» и др.);
• записи музыкальных произведений, звуков природы.
Эти материалы могут использоваться как для самостоятельной деятельности воспитанников, так и для совместной, организуемой педагогом.
Работа по созданию РППС была организованна совместно с родителями и детьми (создание альбомов, сбор фотографий, камней и др.)
Созданная РППС соответствует принципам ФГОС ДО.
Организация непосредственной образовательной деятельности
При ознакомлении детей с озером Байкал основной формой работы стали занятия. Основным принципом организации НОД стал принцип интеграции, который является одним из главных принципов развития современного ДОУ, предложенным ФГОС к структуре ООП ДО.
Для организации НОД использовались разные виды деятельности:
• познавательно-исследовательская (путешествие по карте, экспериментирование, наблюдение, проект, конструирование из бумаги, решение проблемных ситуаций и др.);
• коммуникативная (отгадывание загадок, составление описательных рассказов, ситуативные разговоры, беседы и др.);
• продуктивная (лепка, аппликация, рисование, рассматривание картин, изготовление альбомов, панно и др.);
• музыкально-художественная (слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-дидактические игры, и др.);
• ознакомление с художественной литературой (чтение рассказов, сказок, стихов, прозы);
• игровая (сюжетные, дидактически, подвижные игры).
При организации перечисленных видов детской деятельности использовалось музыкальное сопровождение.
Например, рисование Байкала сопровождалось предварительным прослушиванием звуков прибоя, музыкальными произведениями; отгадывание загадок, составление описательных рассказов, ситуативные разговоры, беседы начинались с артикуляционной гимнастики; конструирование из бумаги, лепка, аппликация сопровождалась музыкально – пальчиковыми играми и т. д.
Материалы, разработанные и подобранные музыкальным руководителем (музыкально – дидактические игры; музыкально – ритмические игры; музыкальные физкультминутки; звуки природы; электронные ресурсы, содержащие видеоматериал, музыкальные произведения) используются при проведении занятий совместно с ним и самостоятельно мною.
Организация режимных моментов
Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственно - образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
В отличие от музыкальной деятельности, организуемой музыкальным руководителем, включение музыки в повседневную жизнь определяется мною, при использовании различных произведений, музыкально-ритмических игр в ходе проведения утренней гимнастики, на прогулках, при организации сна.
При организации утренней гимнастики используются комплексы гимнастики по музыку, на прогулках организуются музыкально-ритмические игры, при организации сна использую музыкотерапию.
Культурно - досуговая деятельность
Работа в рамках культурно - досуговой деятельности ведётся ежедневно. Я занимаюсь организацией как самостоятельно, так и с привлечением музыкального руководителя.
Нами организуются разные виды культурно - досуговой деятельности:
• театрализованные (сказка «Как появился Бакал», «Сказки дедушки Байкала»;
• познавательные ( викторины: «Что я знаю о Байкале», «Байкал –сердце Сибири», КВН «Знатоки Байкала»);
• ежегодный праздник «День Байкала» (в 2019 г. – 08.09., 2-ое воскресенье сентября);
• квест - игры («Путешествие по Байкалу» - представлена в приложении);
• виртуальные экскурсии (на Байкал, в Байкальский заповедник, на ос. Ольхон).
Развлечения с использованием музыки являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования их музыкального восприятия.
Работа с родителями
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. В целях реализации данной программы совместно с родителями была организована следующая работа:
• совместный просмотр видеофильмов о Байкале;
• подбор фотографий;
• изготовление корабликов из бумаги и бросового материала;
• оформление фото коллажа «Байкал – жемчужина сибири»;
• культурно – досуговая деятельность (участие в экологическом мероприятии «Мы - защитники природы», праздниках: «Путешествие на Байкал», и др., инсценировках, викторинах);
• конкурсы рисунков «Красота Байкала», «Растения и животные Байкала»;
• проектная деятельность (результатом проектов являются альбомы «Животные Байкала», «Растительный мир Байкала», «Достопримечательности Байкала»).
В результате организации совместной деятельности повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
При организации воспитательно-образовательного процесса мною совместно с музыкальным руководителем использовались следующие современные образовательные технологии:
• здоровьесберегающие;
• метод проектов;
• технология проблемного обучения;
• ИКТ;
• игровая технология;
• технология интегрированной образовательной деятельности.
Применение современных образовательных технологий при тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем и родителями способствует достижению позитивных результатов в воспитательно-образовательном процессе.
Я считаю, что организация воспитательно-образовательного процесса в любом направлении с использованием музыки способствует не только музыкально-эстетическому развитию детей, но и более эффективному всестороннему развитию личности ребенка.
Список литературы
1. Загадки, пословицы, поговорки. Ю. Г. Круглов. – М. : Просвещение, 1990. – 335с.
2. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. Н. А. Рыжова «Волшебница вода», «Я и природа». Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
3. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 144 с.
4. Байкал – Жемчужина Сибири : Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. - 165 с.
5. интернет ресурсы.