Анжела Хасанова
Взаимодействие семьи и ДОО в развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие семьи и ДОО в развитии ребенка»
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией педагогам приходилось искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их семьями. Дистанционная форма работы стала использоваться в наше время.
Публикация «Взаимодействие семьи и ДОО в развитии ребенка» размещена в разделах
Нами активно используются социальные сети, с помощью которых мы имеем возможность общения с родителями. Основным помощником в такой работе, конечно же стали социальные сети. Через соцсети участники (педагоги, родители, специалисты) обмениваются фото, видео, аудиоматериалами, задают интересующие вопросы, комментируют информацию. Педагог непосредственно знакомит законных представителей с планами работы, рекомендуют ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информируют о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях и т. д. Педагоги предлагают родителям вместе с детьми поучаствовать в различных онлайн-конкурсах.
В период пандемии проводились родительские собрания в дистанционном формате согласно плану работы. Для проведения родительского собрания педагогами были созданы совместные чаты с родителями.
Семья, как никогда раньше, остро нуждается в помощи педагога. Но и педагог не может решить свои профессиональные задачи без поддержки семьи, так как именно семья в первую очередь формирует мировоззрение ребенка, его жизненную позицию. Процессе развития детей напрямую взаимосвязан с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – общение на «равных». Сотрудничество - это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании общения в условиях открытости обеих сторон.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие.
Положительные результаты в воспитании и развитии детей достигаются при умелом сочетании различных форм взаимодействия членов коллектива образовательного учреждения и семей дошкольников: индивидуальные и коллективные формы работы.
В нашем дошкольном учреждении используются такие методы изучения семей: наблюдения, беседы с родителями (законными представителями) и детьми, заполнение на каждого воспитанника социального паспорта. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей (законных представителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Беседы - заключающаяся в оказании родителям помощи по тому или иному вопросу воспитания.
Посещение семьи – знакомство педагога с семьёй воспитанника, выяснение общих условий семейного воспитания необходимо для того, чтобы учитывать особенности семьи в дальнейшей работе и плодотворно выстраивать взаимодействие с родителями.
Родительские собрания - предполагающая организованное ознакомление их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи, а так же совместное решение вопросов организационного характера.
Круглый стол - предполагает обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов.
Дни открытых дверей, просмотр открытых мероприятий. В эти дни родители могут без предварительной договорённости побывать в детском саду в той или иной возрастной группе. Дни открытых дверей много дают родителям для знакомства с воспитательной работой детского сада, её содержанием и методами, стимулируют их к активному участию жизни ДОУ.
В детском саду проводятся совместные праздники, в которых участвуют родители, дети и педагоги. В результате совместной деятельности, устанавливаются дружественные отношения, создается атмосфера творчества, родители лучше узнают своих детей, а воспитатели – родителей.
Так же составляется план работы с семьями на учебный год совместно со всеми специалистами ДОУ. Цель этой работы: психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям) в выработке правильной педагогической позиции по отношению к своим детям, вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс дошкольного учреждения, пропаганда здорового образа жизни в семье, повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей в семье. Способы реализации плана работы с семьями : первичное обследование жилищных условий, знакомство с членами семьи и ее окружением, собеседование, индивидуальные беседы, наблюдения, привлечение родителей (законных представителей) к посильной помощи детскому саду и т. д.
Необходимо привлекать родителей к сотрудничеству в вопросах развития ребенка, заинтересованность их совместным проведением мероприятий, досугов, которые не только повысят их психолого-педагогическую грамотность, но и будут способствовать укреплению детско-родительских отношений.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый и которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.
Следовательно, детский сад должен стать открытой образовательной системой, т. е. с одной стороны, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, а с другой, - вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Список использованных источников
1. Гуров В. Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М. : Педагогическое общество России, 2003.
2. Доронова Т. Н., Глушкова Г. В., Гризик Т. И. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М. : Просвещение, 2005.
3. Дронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – Москва, 2002.
4. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья : методика работы с родителями. – М. : Мозаика – Синтез, 2007 -2010.
5. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/ Авторы и составители: Т. П. Колодяжная, Р. М. и др. – Ростов-н/Д, 2002.
6. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. – М. : Айрис-пресс, 2006.
7. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей : Пособие для работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2004.