Оксана Бернгардт
Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях модернизации современной системы образования возникла потребность в обновлении содержания образования и достижения нового качества образовательных услуг. Наша дошкольная образовательная организация МБДОУ «Седельниковский детский сад№1» является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество.
Темочки:
Концепция взаимодействия образовательной организации с социальным окружением заключается в том, что детский сад призван создать условия для полноценной социализации ребенка, его успешной адаптации в социальном мире. В основание концепции положены выводы Д. И. Фельдштейнао том, что на первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру. Социализация как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства социального опыта, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вступившего в силу 1 января 2014 года (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) позволила нам создать условия для развития воспитанников, для их позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Развитие социальных связей дошкольной образовательной организации с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус дошкольной образовательной организации, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка, что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.
Система организации взаимодействия с социумом включает в себя следующие компоненты:
• Заключение договора о совместной работе
• Составление плана совместной работы
• Информирование родителей о проводимых мероприятиях
• Активное участие родителей в запланированных мероприятиях
• Совместные совещания по итогам года
Основными принципами сотрудничества являются:
Установление интересов каждого из партнера;
Совместное формирование целей и задач деятельности;
Осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества.
Условиями эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами выступают:
- Открытость ДОУ;
- Установление доверительных и деловых контактов;
- Использование образовательного и творческого потенциала социума;
- Использование активных форм и методов общения.
Наш детский сад находится в благоприятном социально-культурном окружении, поэтому на протяжении многих лет у нас сложилась эффективная система взаимодействия с социумом.
Одним из обязательных социальных партнеров считаются общеобразовательные школы. Взаимодействие детского сада и МКОУ «Седельниковская общеобразовательнаяшколы № 1» основывается на посещениях детьми подготовительных к школе групп. Такое сотрудничество нацелено на знакомство будущих первоклассников со школой, развитию у них познавательной активности, самостоятельности, коммуникативности, любознательности. Также, преемственность детского сада и школы осуществляется через совместные родительские собрания, участниками которых являются учителя, воспитатели, родители, учитель-логопед и педагог-психолог. На собраниях рассматриваются проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста, серьезное внимание уделяется таким направлениям работы, как готовность дошкольника к обучению письму, обучению грамоте, чтению. Проходят тематические выставки: «Что должен уметь первоклассник», «Режим дня дошкольника и младшего школьника - важное условие успешного обучения в школе», а также экскурсии и спортивные досуги.
Поскольку о качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющие, одной из задач педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с Седельниковской поликлиникой. Построено четкое взаимодействие этих институтов детства: с одной стороны, врач – педиатр информируют родителей и педагогов о необходимости оказания помощи детям, с другой - медсестра детского сада.
Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить книгу, в которой открывается новый замечательный, чудесный мир. Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие ДОУ с МУК «Седельниковская детская библиотека». Особая роль библиотеки раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада, предоставлении разнообразной информации, в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Кроме этого, детская библиотека - центр семейного воспитания через книгу и чтение. Тесное взаимодействие работников библиотеки, педагогов ДОУ, родителей позволило добиться эффективного педагогического результата: увеличилось количество семей, посещающих библиотеку, дети и родители принимают активное участие в конкурсах «Маленькие чтецы», «По сказочным тропам», «Книжка-малышка». Проходят литературные викторины «В стране сказочных чудес», экологические викторины «Загадки в лесу на каждом шагу», час поэзии «Знакомые страницы» (по творчеству Михалкова С. А.).
Задачи художественно-эстетического развития дошкольников успешно реализуются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре, декоративно – прикладному искусству, развивая представления о различных жанрах искусства, формируя эстетический вкус. Детская школа искусств, досуговый центр «Светоч», Дом детского творчества - это особый мир, где ребенок не только познает сущность добра и зла, но и приобщается к большому искусству. Сотрудничество Детского образовательного учреждения и Детской школы искусств создает условия для полноценного раскрытия творческих способностей дошкольников. Ежегодно для ребят детского сада организуются и проводятся экскурсии в ДШИ. Дети знакомятся с различными видами искусств, учатся различать разные виды музыкальных инструментов, слушают музыкальные пьесы, смотрят спектакли, знакомятся с выставками художников и выступают сами. Выпускники детского сада продолжают дальше учится в Детской школе искусств и участвуют в районных и областных конкурсах, занимают призовые места и являются лауреатами российских конкурсов через интернет. Дом детского творчества 1 раз в неделю проводит кружок в подготовительной группе «Город мастеров». Педагоги и воспитанники детского сада тесно сотрудничают с МСКДЦ «Светоч» дети участвуют в конкурсах «Соловушки», «Зажги свою звезду», в театрализованных постановках, конкурс «Театр и дети». Дети со своими концертными номерами выступают в муниципальном специальном доме «Берёзка».
В детском саду особое внимание уделяется безопасности детей. С детьми и родителями регулярно проводятся консультации по ОБЖ, занятия «Спички детям не игрушки», «Даёт силы нам всегда витаминная еда», открытые занятия, познавательные досуги по изучению правила дорожного движения, конкурсы на лучший рисунок и лучшую поделку по ПДД, оформление информационных буклетов «Внимание гололёд», «Что должен знать дошкольник о правилах дорожного движения», «Безопасность на дорогах летом», правилам поведения в условиях чрезвычайных ситуациях.
Детский сад тесно взаимодействуют с пожарной частью села. В целях пожарной безопасности проводим практические занятия по эвакуации детей из помещения совместно с работниками МЧС, знакомимся с профессией пожарный, ежегодно ходим на экскурсии в пожарную часть.
В ДОУ проводится много мероприятий, направленных на патриотическое воспитание дошкольников, позволяющих формировать у детей уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной Войне и приобщению их к историко-культурному наследию своего народа. Стали традиционными встречи дошкольников с Ветеранами Великой Отечественной Войне, как в детском саду, так и в домашней обстановке. Ребята готовят концертные программы, поздравительные открытки, сувениры; слушают рассказы ветеранов о героическом прошлом. Ежегодно накануне Дня Победы ходим на экскурсию к Памятнику погибшим воинам на центральной площади села, возлагаем цветы. Во время митинга, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной Войне, 9 мая участвуем в легкоатлетической эстафете среди дошкольных учреждений. Все дети были награждены почетными грамотами и медалями.
Формирование патриотических чувств – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Социальное партнерство детского сада и МБУК «Межпоселенченский музей» Седельниковского района способствует знакомству с историей малой Родины, природой, культурой и искусством родного края. На базе детского сада реализуется программа «Юный краевед» с детьми старшего возраста. Сотрудники Центра традиционной культуры знакомят детей с народными, сезонными праздниками «Кузьминки, по осени поминки», познавательно- развлекательной программой «Здравствуй, Масленица», мастер-классами по разучиванию народных песен, танцев, хороводов, кукла «Рождественский ангел».
Наш детский сад сотрудничает со спортивным комплексом «Сибиряк». Наши воспитанники – участники «Праздника Севера», «Королева спорта». Очень тесно налажено сотрудничество с педагогами дополнительного образования и воспитателями они помогают проводить двигательную деятельность, ходьбу на лыжах, мониторинг. Педагоги дополнительного образования видят потенциал для себя.
Весомый вклад в работу ДОУ вносят родители. Они постоянные участники всех праздников, спортивных состязаний, выставок, конкурсов «Золотая осень», «Ёлочка зелёная иголочка», «Пасхальный вернисаж». Вовлечение родителей в единое образовательное пространство проходит через: развивающую среду, родительские собрания в нетрадиционной форме, консультации, беседы, тренинги, мастер-классы. Для родителей проводятся Дни открытых дверей, открытые занятия, конкурсы. Оформляется наглядный материал: буклеты, папки-передвижки, стенды, фоторепортажи.
Другое направление социального партнерства – налаживание контактов с представителями других образовательных учреждений нашего села, района и области, способствующих повышению уровня воспитательно-образовательной деятельности детского образовательного учреждения. Взаимосвязь с дошкольными образовательными учреждениями нашего района помогают педагогам расширять познания в области дошкольного воспитания, находить новые пути решения воспитательно-образовательных задач, работать над приоритетами в педагогической практике, знакомить с парциальными программами обучения, дают консультативную помощь по различным аспектам жизнедеятельности общеобразовательных учреждений.
Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. Результатом сотрудничества с социальными партнёрами является обогащение знаний, умения детей в различных видах деятельности, развитие интересов и личностных качеств дошкольников.
Таким образом, практика работы нашего учреждения с социальными партнерами показывает, что подготовка жизнеспособного, свободомыслящего и активнодействующего человека – может осуществляться в условиях социального партнерства.
- Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.-80 с.
- Петрова В. И. - Нравственное воспитание в детском саду. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006-2010.