МААМ-картинки

Мастер-класс «Взаимодействие с детьми с ОВЗ»

Ольга Ткацкая
Мастер-класс «Взаимодействие с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать +Заказ

Мастер-класс по теме : «Взаимодействие с детьми с ОВЗ»

План.

1. Особенности работы с детьми с ОВЗ.

2. Работа с родителями детей с ОВЗ.

Основная цель — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.

Задачи:

• повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;

• формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

Публикация «Мастер-класс „Взаимодействие с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах

• проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Вместе с тем психологические механизмы готовности педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказываются за рамками исследований. Неизученной остается не только проблема профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, но и проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.

Стихотворение Сони: Мне страшно. Голова гудит. Там мечутся слова и просятся уйти. “Пусти нас, Соня, в мир пусти!” Но рот мой на замке, А ключ к замку в мозгу - И как его достать? Ну помогите ж мне! Я не хочу немой остаться, Но страх засовом запер рот. Слова рождаются, живут и чудеса творят в мирах, что в голове я создаю… И вот В конце концов и умирают. Чтоб им жить, Их надо в мир, вовне пустить. Но как? Скажите мне! А вдруг их люди не поймут? Сквозь рот мой проходя, Изменятся слова, их мир не примет, Оттолкнёт, а в месте с ними - и меня? Как жить? Мне страшно. Голова гудит”. (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).

Именно поэтому, мы посчитали важной данную тему для мастер-класса и совместно попытаемся понять те трудности детей данной категории, с которыми они могут столкнуться в стенах наших учреждений и которые мы должны учитывать при работе с ними.

Сегодня рассмотрим особенности работы с детьми с нарушениями :

• речевого развития;

• слуха;

• расстройством аутистического спектра.

Каждой группе выдается таблица:

Задание для групп: Подумайте и запишите те проблемы, которые могут возникнуть у педагога при работе с детьми данной категории, что вы можете предпринять самостоятельно для решения этих затруднений и к кому и за какой помощью вы может обратиться. Время для работы 10 минут.

По истечению отведенного времени команды презентуют ответы на поставленные им вопросы.

Презентация заполненной таблицы группой №1 (работа с детьми с речевыми нарушениями).

Ведущий дает одному из членов группы №1 известное четверостишье. Он должен рассказать его группе, при этом прижав язык к нёбу. А члены группы должны понять о чем говорится в стишке.

Примеры четверостиший:

Тыква-чудо — в два обхвата,

Витаминами богата.

Как разрежешь, посмотри:

Есть и семечки внутри.

Укроп на огороде —

Как зонтик под дождем.

И при любой погоде

Ему комфортно в нем.

Вопросы для обсуждения:

1. Что вы чувствовали?

2. А как вы думаете, что чувствовал в это время говоривший человек?

3. Каким способом мы можем помочь человеку с такими затруднениями чувствовать себя лучше?

Просмотр видеоролика “Нарушения речи – не проблема”.

Презентация заполненной таблицы группой №2 (работа с детьми с нарушениями слуха).

Выбирается ведущий, один из членов 2 группы, ему дается изображение рисунка из геометрических фигур (Приложение 2). Остальные становятся художниками. Задача ведущего - объяснить художникам, что нужно нарисовать, не называя образ рисунка (дом, дерево, а показывая лишь фигуры, из которых этот рисунок состоит.

Вопросы для обсуждения:

• Что вы чувствовали?

• Какие затруднения испытывали?

Просмотр видеоролика “Глухие слышат в первый раз”

Презентация заполненной таблицы группой №3 (работа с детьми с нарушениями аутистического спектра)

Упражнение. Ведущему надеваются наушники (громкий шум города). Просят показать простые эмоциональные состояния (“мне страшно”, “хочу пить”, “хочу погулять”, “удивление”).

Вопросы для обсуждения:

• Что вы чувствовали?

• Что было труднее, слушать инструкцию или выполнять задание?

Просмотр видеоролика “Мир глазами аутиста”

Упражнение «Котенок». Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

Основные принципы сопровождения детей с ОВЗ.

Командный подход и системность.

Командный подход – это взаимосвязь в работе с ребёнком с ОВЗ специалистов здравоохранения, психолога, педагогов, логопеда, дефектолога, социальных служб и родителей.

Системность в работе – идти от простого к сложному.

Упражнение «Схема наблюдения за ребёнком с ОВЗ».

Блок 1: эмоционально-поведенческие особенности:

Контакт (полностью отсутствует, идет на контакт, контакт избирателен).

Активность (Отсутствие интереса к занятию, погруженность в себя).

Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления (избирательное отношение к ситуации, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации).

Поведение (немотивированные крики, двигательное беспокойство. На замечания не реагирует.)

Блок 2: особенности работоспособности.

Динамика продуктивности ребёнка в процессе занятий отсутствует. Ребёнок может быть сосредоточен на каком-то действии – раскачивании, прыжках, постукиваниях. Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы).

Переключаемость и устойчивость внимания (слабая, склонность к застреванию при выполнении заданий).

Блок3: особенности познавательной деятельности.

Ориентировочная деятельность (ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий).

Речевая деятельность. Экспрессивная речь, полное отсутствие внешней речи. (На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы)

Целенаправленные действия (слабо реагирует на инструкции. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие).

Выводы: на контакт не идёт. Интерес к взаимодействию не проявляет. Стереотипно играет с машинкой. При изменении ситуации проявляет агрессию. Внимание не фиксирует. Нарушена мелкая моторика. В коммуникации речь не использует.

Пути коррекционной работы: - консультации с родителями;

-сотрудничество со специалистами смежных профессий;

-установление доверительных отношений через игру;

-развитие мелкой моторики;

-изучение познавательных процессов через игровую деятельность;

-стимулирование речевой активности;

-формирование навыков самообслуживания;

-формирование навыков учебной деятельности.

2. Упражнение «Мать инвалида». Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ. Группа участвует, отвечая на вопросы. Часть тела (завязываются лентами) Символическое значение Глаза - Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду». Рот Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях. Уши Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения. Руки Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки». Сердце -неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»). Живот - это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания». Бедра Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии. Ноги Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается.

В такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.

Типичные реакции родителей, которые имеют ребё нка с ОВЗ: шок, страх, вина, разочарование, принятие. Каждая стадия может проходить разные сроки (от нескольких дней и до года).

Работу с родителями нужно строить исходя из того, на какой стадии находится родитель.

Как подготовиться к первой консультации с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья?

1. Договориться об удобном времени для родителя.

2. Попросить выключить телефон.

3. Доброжелательная атмосфера.

4. Уточнить каким временем располагают родители.

5. Необходим отдельный кабинет.

6. Использовать конкретные факты, а не ошибочные суждения.

7. Избегать в речи частицы «не» и союза «но».

8. О фактах лучше говорить в форме обращения за советом (как вы играете дома)

9. Прощаясь, поблагодарить за уделённое время.

Что нужно учитывать при проведении консультации с родителями?

1. Особенности развития ребёнка.

2. Направления коррекционной работы.

3. Сказать родителям о том, что быстрого результата ожидать не стоит.

4. Сказать о совместной работе с родителями (выполнение домашних заданий).

Игра «правила при выборе фраз».

Подберите правильную фразу, заполните таблицу.

В беседе с родителями используем правило трё х плюсов: первый плюс – улыбка:

Второй плюс – имя человека; третий плюс – комплимент.

Вместе мы будем делать все, чтобы развитие ребёнка было более успешным!

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.

Мастер-класс по созданию подвески на стену «Свинка «Марфушенька — Душенька». Взаимодействие с родителямиМастер-класс по созданию подвески на стену «Свинка «Марфушенька — Душенька». Взаимодействие с родителями Нужно ли родителям принимать участие в конкурсах, выставках группы и детского сада? Непременно! Совместно с детьми папы и мамы готовят.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Взаимодействие воспитателя с детьми в ДОУ»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Взаимодействие воспитателя с детьми в ДОУ» Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» р. п Романовка, Романовского района Саратовской области 15.11.2019.

Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культурыВзаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация.

Взаимодействие с родителями. Мастер-класс к международному Дню семьи.Взаимодействие с родителями. Мастер-класс к международному Дню семьи. Как заметил известный французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери, "единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения",.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Взаимодействие с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 13 января 2021 в 10:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Взаимодействие с детьми с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ткацкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД