Розова Наталья
Взаимодействие логопеда и родителей. Вариативные формы
▼ Скачать + Заказать документы
Розова Наталья
Статья «Взаимодействие логопеда и родителей. Вариативные формы».
По данным статистики в настоящее время примерно каждый 4 ребенок дошкольного возраста имеет проблемы с различными нарушениями речи. Увеличение количества таких детей объясняется не только медицинскими факторами и социальной неустроенностью семей. Часто причиной становится отсутствие общения ребенка с родителями, которые в силу своей занятости или других факторов не имеют желания или возможности проводить с детьми больше времени. У таких детей есть отклонения в развитии речи, при этом у них сохранный интеллект и нет проблем со слухом. Данные нарушения разнообразны и требуют коррекции.
Публикация «Взаимодействие логопеда и родителей, Вариативные формы» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Одной из наиболее насущных проблемных зон в коррекционной работе логопеда является установление взаимоотношений с родителями детей, у которых есть речевые нарушения. Как правило, такие родители делятся на три группы:
- родители, которых не интересует процесс обучения (некоторых не интересует и результат)
- родители, которые активно в процесс обучения вторгаются (более того, пытаются этим процессом руководить)
- родители, которые готовы сотрудничать и адекватно оценивают и саму проблему, и потенциал своего ребенка.
Конечно, проще и приятнее работать с третьей группой родителей, но, как говорится, мы родителей не выбираем. Поэтому также, как и в работе с детьми, в работе с родителями приходится использовать индивидуальный подход. И здесь важно учитывать следующие факторы:
- уровень образования родителей;
- социально-бытовые условия;
- материальный достаток;
- взаимоотношения в семье;
В последнее время логопеду все чаще приходится сталкиваться еще с двумя факторами, влияющими на речевое развитие детей. Первый фактор – это школы раннего развития, в программу которых входят скорочтение и раннее изучение иностранных языков. Развитая речь в понимании многих родителей - это умение читать, как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить этому своего ребенка, при этом многие важные стороны развития остаются без должного внимания, а иногда и вообще не учитываются. При этом чтение и письмо, - сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Специалисту-логопеду очень важно объяснить родителям, что овладение грамотой не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей. Необходимо также, весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка.
Второй фактор – билингвизм в семье. Дети, рожденные в двуязычной среде, при нормальном речевом развитии, обычно не испытывают особых сложностей с усвоением обоих языков. Детям же, имеющим речевые нарушения, значительно сложнее усваивать лексику и грамматику двух языков, в таком случае необходима помощь логопеда, а зачастую и дефектолога, и других узких специалистов. Это обстоятельство усложняет не только речевое развитие, но и затормаживает развитие всех психических процессов. В этом случае очень важно тактично объяснить родителям, что в период становления речи ребенку лучше общаться в условиях одной языковой среды.
Взаимодействие логопеда и родителей начинается уже с диагностики ребенка. И вот здесь очень важно, каким будет первый шаг логопеда. От этой первой встречи зависит будут ли эти отношения партнерством или противостоянием. Родитель в процессе консультации высказывает свои тревоги и надеется, что логопед решит эти проблемы. Не всегда их можно искоренить окончательно. Но ни в коем случае нельзя говорить: «Ребенок никогда не научиться этому». В этом случае родитель вряд или захочет доверить учебный процесс специалисту, который не верит в результат. Акцентируем внимание еще на одном принципе работы. Иногда родители во время первичной консультации выражают обеспокоенность тем, что ребенок не обладает навыками, которыми владеют его сверстники. Здесь необходимо объяснить родителям, что не следует сравнивать достижения своего ребенка с умениями других детей. Сравнение возможно лишь с тем, что ребенок умел делать ранее. Главная цель этого этапа работы - заручиться поддержкой семьи для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе логопед отмечает сильные и слабые стороны речи ребенка, намечает пути оказания помощи в развитии речи и дальнейшего ее совершенствования. Тогда же происходит и «распределение обязанностей» между логопедом и семьей.
Важнейшим инструментом выстраивания равноправного сотрудничества специалистов и родителей является родительские собрания. На первых собраниях родители получают первичные сведения о структуре учебного процесса, о правилах и распорядке, о целях и задачах специалистов и т. д. Еще большему укреплению связей педагогическо-родительской среды способствуют круглые столы. К участию в круглых столах с родителями необходимо привлекать как можно большее количество специалистов — логопедов, психологов, врачей. Но в публичном общении есть свои нюансы. Регламент родительских собраний должен выделять достаточно времени для вопросов родителей. Тем не менее, вопросы возникают у каждого родителя, но задают их, в силу индивидуальных особенностей, отнюдь не все. Кроме того, этика педагога не позволяет публично хвалить одних детей и их родителей и обозначать проблемы с другими. Вся существующая проблематика должна быть вынесена с коллективного уровня на индивидуальный. Именно индивидуальные консультации являются одним из самых действенных инструментов взаимодействия логопед-родитель.
В процессе взаимодействия логопеду необходимо формировать родительскую компетентность в вопросах речевого развития своего ребенка. Родители должны представлять структуру речевого дефекта своего ребенка, чтобы избежать опасности недооценить или наоборот переоценить его последствия. Расстройства речи могут быть на первый взгляд легкими, не имеющими явных внешних признаков или же с минимальными проявлениями, однако могут иметь самые серьезные последствия, препятствуя реализации данных от природы способностей. В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к речи ребенка, и они не должны быть ни занижены, ни завышены. Речевые умения необходимо формировать в соответствии с возрастной нормой.
В случаях, если родители пытаются взвалить всю работу на специалистов, необходимо провести серьезную беседу и аргументированно объяснить насколько важен вклад родителей в коррекционный процесс. Если родители чрезмерно активны, следует дать понять, что для коррекции речевого развития куда важнее и эффективнее спокойная и последовательная работа, чем завышенные ожидания и форсирование учебного процесса. Если же семья неблагополучная, и родители достаточно равнодушны, педагогу придется брать основную работу на себя, но настойчиво вовлекать членов семьи в процесс, сообщая после каждого занятия на каком этапе обучения ребенок находится. Роль совместной работы логопеда и членов семьи трудно переоценить, ведь она дает положительную динамику в развитии речи ребенка.
Все семьи разные, и подход в каждом отдельном случае приходится выстраивать индивидуально. Универсальных рецептов для каждого конкретного случая нет. Единственный принцип, которым логопед и родитель должны руководствоваться неизменно- это уважение к личности ребенка. Приоритет его интересов, доброта и терпение- это основа основ любого учебно-воспитательного процесса. Если обе стороны это поймут, то положительные результаты не заставят себя долго ждать.